Сюжеты

КОМСОМОЛЬСК БЕЗ НАМЕКА НА АМУР

Этот материал вышел в № 41 от 10 Июня 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Глава «Россудостроения» намерен лишить дальневосточных кораблестроителей выгодного экспортного заказа Одна из крупнейших в истории российского военнотехнического экспорта сделок, похоже, не обошлась без сделок с совестью. Об этом...


Глава «Россудостроения» намерен лишить дальневосточных кораблестроителей выгодного экспортного заказа
       
       Одна из крупнейших в истории российского военнотехнического экспорта сделок, похоже, не обошлась без сделок с совестью. Об этом свидетельствует более чем странное решение коллегии Российского судостроительного агентства перераспределить между подрядчиками заказ на постройку 8 дизельных подводных лодок проекта 636 для ВМС Китая на общую сумму около 1,6 млрд долларов.
       Еще в конце прошлого года в ходе согласования условий контракта между Россией и Китаем вопрос о подрядчиках был тщательно проработан. Тогда же «Россудостроение» определило исполнителей заказа и их долю в нем. Было решено, что «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург) построят пять субмарин, Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре) — две, а нижегородское предприятие «Красное Сормово» — одну.
       Для пущей важности в Комсомольск-на-Амуре была направлена межведомственная комиссия, которая подтвердила полную готовность местного судостроительного завода справиться с постройкой двух подлодок. Принятое решение окрылило кораблестроителей Комсомольска-на-Амуре. Выполнение столь крупного заказа (стоимость каждой субмарины оценивается в 200 миллионов долларов) сулило Амурскому судостроительному заводу весомую прибыль, а следовательно, открывало возможности для развития производства, создания новых рабочих мест, повышения зарплаты персоналу.
       Однако вместо подарка в «Россудостроении» подготовили заводчанам и горожанам «сюрприз». Уже после того, как 3 мая «Рособоронэкспорт» подписал с китайской стороной контракт и заключил соглашения с исполнителями заказов, включая Амурский судостроительный, генеральный директор «Россудостроения» поднял на коллегии агентства 4 июня вопрос о перераспределении заказа. Предложение состояло в том, чтобы передать постройку двух подлодок от Амурского судостроительного завода «Севмашпредприятию» (СМП) в Северодвинске.
       Для придания предложению общенационального звучания этот ход мотивировался тем, что СМП надо поддержать, поскольку в России только оно строит атомные подлодки, но ему не хватает денег на их строительство. Идея не выдерживает критики по той простой причине, что постройка АПК — это оборонный заказ, и его финансирование — забота государства, а не предприятия-исполнителя. Но «гражданский пафос» В. Поспелова произвел впечатление на членов коллегии, и, хотя голосование было неоднозначным, предложение о перераспределении заказа было поддержано большинством.
       Это объясняется тем, что судостроительные предприятия северо-запада России имеют сильное лобби во властных структурах. К тому же сегодняшний глава «Россудостроения», пришедшего на смену Минсудпрому, — выходец из Северодвинска (в недавнем прошлом В. Поспелов был директором НПО «Арктика»). Ему-то и принадлежит главная роль в играх вокруг распределения заказов между кораблестроителями.
       Это вполне понятно: промышленные группы Северодвинска после упразднения Минсудпрома провели В. Поспелова в «Россудостроение» как своего ставленника. Бескорыстен ли он в своей поддержке земляков — вопрос, требующий изучения. Однако сейчас важнее поставить другой вопрос: вправе ли чиновник федерального масштаба сводить свою деятельность к защите интересов отдельного города, отдельного региона, отдельного предприятия в ущерб другим?
       Вероятно, при таком отношении к делу полезнее было бы ограничить его активность рамками тех субъектов, по отношению к которым он испытывает чувства патриотизма или особой симпатии. А на федеральном уровне уместнее человек, мыслящий общенациональными категориями.
       Здесь следует заметить, что весьма нередко пристрастия В. Поспелова при распределении и перераспределении экспортных заказов наносят урон национальной экономике и отношениям России с зарубежными партнерами, вредят имиджу государства.
       Возьмем недавний пример. В начале года глава «Россудостроения» затеял очередную перетасовку подрядчиков, очень похожую на нынешнюю. 3 января между Россией и Китаем был подписан контракт на поставку КНР двух эскадренных миноносцев. Исполнителем заказа было определено предприятие «Северная верфь». Завод уже полным ходом готовился к выполнению подряда — закупал металл, турбины. И вдруг как снег на голову по инициативе Поспелова объявляется тендер на уже размещенный заказ, который неожиданно выигрывает Балтийский завод.
       Такой поворот внес дискомфорт в отношения с заказчиком. Китайцы были явно обеспокоены столь неожиданной и поспешной сменой исполнителя. Ничем не мотивированная передача заказа шла вразрез и с интересами государства, для которого размещение подряда на «Северной верфи» было более выгодным. Возникшая коллизия чуть было не привела к сбою в отношениях с заказчиком. В конце концов искусственно спровоцированное недоразумение было исчерпано волевым решением свыше — и заказ на два эсминца был возвращен первоначальному подрядчику.
       И вот спустя всего несколько месяцев история повторяется вновь. По сведениям из дипломатических источников, недоумение китайской стороны нарастает. А работники Амурского судостроительного завода — все 6 тысяч человек — готовы выйти на рельсы, чтобы протестовать против несправедливого решения.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera