СюжетыОбщество

ГОСУДАРСТВО — ЭТО Я. И МОЯ ДОЧЬ

Этот материал вышел в номере № 42 от 17 Июня 2002 г.
Читать
Многие борцы с назарбаевским режимом оказались в застенках, опутанные паутиной фальсифицированных уголовных дел За последний год скандалы вокруг президента Казахстана Нурсултана Назарбаева выросли до вселенского масштаба – это и...

Многие борцы с назарбаевским режимом оказались в застенках, опутанные паутиной фальсифицированных уголовных дел

З

а последний год скандалы вокруг президента Казахстана Нурсултана Назарбаева выросли до вселенского масштаба – это и международные расследования властной коррупции, и внутренние «разборки» с оппозицией, и «семейные» дрязги в борьбе за власть, и многое другое

Казахстан и Гондурас

В октябре 1999 года в Берлине был обнародован рейтинг коррупции по странам мира. Республика Казахстан попала в число самых коррумпированных государств — наряду с Камеруном и Гондурасом. В Астане этот факт уже давно никого не удивляет, но о коррупции в САМЫХ высших эшелонах казахской власти мы поговорим позже. А сейчас заглянем в новостные ленты и увидим, что 14 мая в Москве состоялась очередная сессия Совета коллективной безопасности. На этой сессии вновь встречались два абсолютно разных лидера: российский президент Владимир Путин, сдержанный и никого в друзья не записывающий, и казахский Нурсултан Назарбаев, регулярно заявляющий о своей теплой дружбе с Владимиром Владимировичем.

В связи с вышесказанным удивляют два момента.

Во-первых, как мог Назарбаев участвовать в сессии по коллективной безопасности, когда он даже не может (а скорее, не хочет) обеспечить мало-мальскую безопасность гражданам в собственной стране? Если казахский лидер устраивает травлю собственных экс-сподвижников, таких, как Аблязов и Жакиянов, то что уж говорить о рядовых казахстанцах.

Во-вторых, президент Путин мог бы с таким же успехом встречаться с лидерами, скажем, Гондураса или Папуа—Новой Гвинеи, которые находятся на том же уровне коррумпированности, что и Казахстан. Конечно, если верить утверждениям Назарбаева о его дружбе с Владимиром Путиным, то, вполне возможно, наш президент не очень разборчив в друзьях. Что у автора, неплохо изучившего биографию Путина, вызывает большие сомнения.

Если же российский президент все же планирует регулярно прижимать к груди своего казахского коллегу, то, я думаю, после прочтения этого материала Владимир Владимирович еще не раз подумает на тему о том, с какими «друзьями» ему приходится иметь дело.

На ком горит шапка Мономаха?

Казахские депутаты-коммунисты Серикболсын Абдильдин и Борис Сорокин 13 марта 2002 года фактически вызвали на дуэль Нурсултана Назарбаева, требуя у нового премьера открыть завесу над средствами, принадлежащими государству и размещенными на частных счетах в зарубежных банках на имена высокопоставленных чиновников, включая «близких родственников главы государства».

Речь идет о тайных счетах в Швейцарии. Одна из фигурантов этого громкого международного дела — Динара Кулибаева, средняя дочь президента и жена главного нефтяника страны Тимура Кулибаева.

Итак, в депутатском запросе речь идет об уголовном деле, открытом в Швейцарии, по обвинению в коррупции, в котором замешан ряд граждан Казахстана, включая ближайших родственников президента. На счета, принадлежащие ряду офшорных компаний, которые как раз и контролируются этими самыми родственниками, поступали в течение ряда лет грязные деньги. Грязные — значит, просто взятки. Взятки от иностранных компаний для продвижения своего бизнеса в Казахстане. Эти-то вот счета и были арестованы генеральным прокурором кантона Женева Бернаром Бертосса.

Как выяснилось из запроса, в августе 1999 года от имени Республики Казахстан была подана апелляция о разблокировании этих счетов.

Подчеркнем: Казахстан хлопочет за каких-то частных людей, пусть они хоть и родственники президента, добиваясь разблокирования их частных счетов, арестованных по подозрению в коррупции в швейцарском банке. При этом — опять от имени казахского правительства — делается утверждение, что эти деньги — вовсе не частные деньги этих самых людей, пусть бы они и были родственниками самого Нурсултана Назарбаева, а деньги государства Казахстан, просто «положенные» на частные счета (!). Как вам это нравится: государственные денежки хранятся на частных счетах? Такого, наверное, нет даже в дружественном Гондурасе.

Как известно, говорится в письме-запросе, в 1999 году генеральный прокурор кантона Женева открыл несколько уголовных дел об отмывании денег, на основании которых были арестованы документы и значительные суммы, находящиеся на счетах офшорных компаний в банке Credit Agricole Indosuez.

«В августе этого же года Республика Казахстан и эти офшорные компании подали апелляцию в уголовный апелляционный суд кантона Женева о разблокировании этих счетов. При этом приводились объяснения, что вышеуказанный банк CAI был уполномочен оказывать помощь правительству Казахстана в отношении проводимой в этой стране приватизации и переговоров о нефтяных концессиях» — именно в этом месте запроса мы видим, что от имени государства утверждается, что деньги располагались якобы государственные, но на частных счетах!

Депутаты отмечают, что «в качестве одного из примеров мы имеем материалы суда по иску Республики Казахстан, Динары Кулибаевой (Алматы, Казахстан) и компании Altay Inc, зарегистрированной на Британских Виргинских островах... И таких судебных дел несколько».

«Федеральный трибунал Швейцарии отказал по всем этим искам, а уголовный апелляционный суд установил, что банковские счета принадлежали частной организации, отличной от Республики Казахстан» — не поверили швейцарцы наивным казахам, что денежки были вполне пристойного происхождения. Депутаты подчеркивают, «что в данном случае… речь идет об огромных суммах денег, являющихся собственностью страны и которые почему-то оказались на различных счетах частных офшорных компаний, управляемых фактически чиновниками самого высокого ранга и родственниками президента». Итак, в отличие от жестких и прямых швейцарцев Серикболсын Абдильдин делает вид, что «верит» в государственное происхождение денег. Но тогда возникает ряд вопросов, главный из которых прост: а зачем государству прятать деньги от самого себя и класть их на счета каких-то там частных людей, пусть даже они и будут родственниками самого президента, или даже на счета хотя бы и самого президента?

Депутаты просят премьер-министра дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Направляло ли правительство или иной госорган РК официальное или неофициальное письмо правоохранительным органам США и Швейцарии по поводу арестованных ими денежных средств? Если да, то кто его подписывал?

2. Каково происхождение денежных средств, принадлежащих государству и размещенных на частных счетах в зарубежных банках? Для каких целей они хранились там?

3. Кто принял решение о подобном размещении принадлежащих РК денежных средств, контролирует их сохранность и правильность использования?

4. Известно ли премьер-министру об этих судебных исках, в которых присутствует официально РК, и кто эти чиновники и близкие родственники главы государства?

5. Насколько соответствует практика размещения принадлежащих РК денежных средств на счетах частных зарубежных компаний или казахстанских граждан законодательству республики? Как оцениваются подобные действия с точки зрения борьбы с коррупцией и незаконным «отмыванием» доходов?

Кроме запроса на имя премьера, в тот же день Серикболсын Абдильдин и Борис Сорокин обратились к своим коллегам по поводу исполнения закона «О государственной адресной социальной помощи». В обращении авторы подчеркивают: «На местах акимы и «акимчики» … гоняются за неугодными СМИ и создают группы поддержки режиму. Все это похоже на подготовку общества к постназарбаевскому периоду».

Именно эта сентенция, так же как и следующая мысль авторов, связывает эти два текста — обращение и запрос. Авторы обращения подчеркивают: «Новый аким Павлодарской области (занявший место опального Жакиянова) политико-воспитательную работу «поднял» до такого уровня, что подготовленные им ораторы говорят, что «Назарбаев — посланник Бога, его нельзя трогать!». Тут уж, как говорится, без комментариев. Полная клиника.

Борьба дзюдо с коррупцией

У Владимира Путина есть хобби – борьба дзюдо, а Нурсултан Назарбаев тоже увлекся борьбой… с коррупцией. А так как бороться с самим собой и своим семейством как-то не с руки, то казахский президент тут же нашел себе спарринг-партнеров – местных диссидентов и лидеров оппозиции. Вот их-то он и начал «мочить в сортире», правда не всегда удачно, и зачастую из всех победных реляций большими букетами лезли на свет Божий белые нитки состряпанных дел.

И тут же многие борцы с назарбаевским режимом оказались в застенках, опутанные паутиной фальсифицированных уголовных дел. Одним из таких диссидентов является бывший губернатор Павлодарской области Галымжан Жакиянов, который осмелился критиковать методы работы Назарбаева и которого не смогли спасти от гнева «папы» даже послы ведущих западных держав. И в результате Жакиянов оказался под арестом и сейчас находится в заключении в условиях, приближенных к средневековым.

Но об этом уже не раз писали, и мы лишь процитируем некоторые его высказывания в адрес Назарбаева, которые характеризуют всю систему нынешнего казахского правосудия и методы борьбы с неугодными, применяемые Нурсултаном Абишевичем.

«Тотальная слежка за мной и за моей семьей, нападение сотрудников силовых ведомств на моего водителя и помощника моей супруги, их избиение, десантирование большого количества спецслужб вокруг посольств — все это демонстрирует вызов так называемых правоохранительных органов элементарным правам человека».

«Публичное бичевание во всех без исключения СМИ как «криминального субъекта» без единого вызова к следователю, без ознакомления с какими-либо постановлениями о возбуждении уголовного дела, без уклонения от явки в органы следствия. Я не уклонялся от явки в органы следствия, как об этом недостоверно сообщают руководители силовых ведомств, таким образом, уголовное расследование практически отсутствует, имеет место подмена уголовного следствия преследованием вне рамок УПК РК, граничащая с обыкновенной глупостью… Невозможность защищаться ввиду тайности канцелярии проводимых против меня преследований и ненаправление в мой адрес каких-либо документов. Процессуальные документы заменены статьями в газетах и выступлениями по телевидению».

«Возникли мои якобы «нарушения» внезапно, после того, как я позволил себе свободно выразить свою точку зрения о необходимости демократических преобразований в стране и о принятии самых элементарных мер по защите прав на свободу слова и мнений, право на труд, достойную старость, право на жизнь, право на безопасность детей и близких».

Цитат, подобных вышеприведенным, можно привести гигантское количество.

А напоследок я скажу…

Закончить материал о сегодняшней ситуации в Казахстане мне бы хотелось вновь цитатой. Слово — американцу Сеймуру Хершу, автору исследования о коррупции в Казахстане, посвященного в основном президенту Назарбаеву:

«По словам сотрудников государственного департамента США, Назарбаев очень напуган расследованиями, которые он считает политически мотивированными. Он говорит об этих расследованиях со всеми», — сказал бывший посол США в Казахстане.

Назарбаев разрушил прессу и оппозиционные политические партии. Во время посещения Алма-Аты прошлой зимой я встречался с диссидентами-редакторами, которые рассказали мне о закрытых газетах и радиостанциях. Один известный журналист был осужден за то, что оскорбил президента в печати. Американский адвокат, который работал в Казахстане последние пять лет, объяснил мне, что коррупция распространилась по всему обществу. Нужно платить за любое действие или акт, каждая услуга продается и покупается. Он проинформировал меня о текущих расценках: три тысячи долларов за то, чтобы стать полицейским или таможенным чиновником. Чтобы стать членом Верховного суда, добавил он, нужно заплатить сотни тысяч долларов». Что еще можно добавить?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow