Сюжеты

БЕЗ МЕГАЗВЕЗД, НО И БЕЗ ИСКУССТВЕННЫХ СПУТНИКОВ

Этот материал вышел в № 42 от 17 Июня 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

21 июня открывается Московский международный кинофестиваль Приближаются горячие денечки, как сказал бы новый король кино режиссер Ульрих Зайдль,— настоящая «Собачья жара». Последняя декада июня ныне неразрывно связывается с ММКФ. Заметим,...


21 июня открывается Московский международный кинофестиваль
       

     
       Приближаются горячие денечки, как сказал бы новый король кино режиссер Ульрих Зайдль,— настоящая «Собачья жара». Последняя декада июня ныне неразрывно связывается с ММКФ. Заметим, переносить жару в прохладе кинозалов, да еще в неплохой «звездной» компании,– занятие весьма полезное уму, сердцу и здоровью...
       
       Устроители фестиваля не мудрствуя лукаво пытаются закрепить прошлогодний успех. Понимая, что соперничать с Каннами в звездности, с Венецией — в авангардности, с Берлином — в деловитости бесполезно, они продолжают моделировать свой форум как линию артхаузного, впрочем, не отчаянно смелого кино.
       Президент фестиваля Никита Михалков в этом году уже не трепещет амбициями, признаваясь: «Прошло суетливое желание всем понравиться».
       Заметим, подобное желание свойственно неофитам, чувствующим себя не в своей тарелке. «Тарелка» ММКФ – его программы. Как правило, не только конкурс. А для истинных знатоков кино — даже прежде всего не конкурс, а сладкие сливки, снятые вездесущими Петром Шепотинником (программа «Восемь с половиной») и Алексеем Медведевым (программа «АиФория») со всевозможных смотров на всех континентах. Так что киноманам, следящим за модой нынешнего киносезона, придется побегать, чтобы лицезреть воочию прославившиеся в этом году хиты Такаси Миике, Романа Полански, Кима Кидука, Аки Каурисмяки, Атома Эгояна.
       Вот и Никита Михалков предлагает любителям скандалов и малины сконцентрироваться на фильмах, программах, разговорах о кино, а не обсуждать, по обычаю, меню фуршетов и неказистые наряды российского бомонда.
       Похоже, наконец-то и мужественные усилия отборщиков во главе с интеллектуальным оптимистом Кириллом Разлоговым увенчались успехом. И основной конкурс, во всяком случае на первый взгляд, выглядит вполне презентабельным.
       Как бы извиняясь за полное игнорирование отечественного кино в прошлом году, в нынешнем добрые отборщики взяли в конкурс аж три картины: «Кукушку» Александра Рогожкина (продюсер Сергей Сельянов), дебют клипмейкера Романа Прыгунова «Одиночество крови» и фильм «Чеховские мотивы» условно отечественного, но всегда великолепного режиссера Киры Муратовой.
       Чехова в смотре будет оспаривать Толстой. Кинематографические мэтры братья Тавиани решились на экранизацию «Воскресения». В конкурсе также фильм еще одного классика, старожила фестиваля Кшиштофа Занусси. Привет от верного друга Михалкова Джека Николсона привезет сам Боб Рейфелсон, уже не одно десятилетие работающий в тандеме с непревзойденным харизматичным Джеком («Пять легких пьес», «Почтальон звонит дважды», «Человек-несчастье»). В программе — новая работа мастера «Дом на Турецкой улице». С мэтрами будут уверенно конкурировать дебютанты: датчанка Хелла Йооф, чех Дан Сватек, японец Хироси Андо, иранец Вахид Мукасян, австриец Фриц Ленер. Особого внимания критики удостоятся картины уже зарекомендовавших себя молодых режиссеров Саары Саарела (Финляндия) и Вангелиса Сердариса (Греция).
       По последним сведениям, конкурс покинула югославская картина «Виртуальная реальность» (режиссер Ратиборка Черамилац), засветившаяся на «Золотом витязе». Кстати, участники бурляевского «Витязя» свидетельствуют, что лента и впрямь недурная.
       Обычно патриархальный фестиваль в этом году выглядит особенно «мужским». В жюри превалирует сильный пол: режиссеры Фрут Чан (Гонконг) и Йос Стеллинг (Голландия), режиссер и директор «Мосфильма» Карен Шахназаров, художник по костюмам Доминик Борг. Председатель жюри — писатель, сценарист и дипломат Чингиз Айтматов. Из представительниц прекрасного пола в жюри приглашены иранский режиссер и продюсер Ракшан Бани Этемад и режиссер из Австрии Джессика Хауснер.
       Видимо, для компенсации столь выраженной «сильной руки» фестиваль откроется самым женским фильмом года «8 женщин» Франсуа Озона, коллекционирующего лучших европейских актрис.
       Как всегда, острейший вопрос фестиваля – отсутствие мегазвезд. И хоть президент уверяет нас, что само приглашение в Москву на фестиваль уже почетно для звезды любого уровня, они отчего-то не бросают своих дел и не стремятся, подобно трем сестрам, «…в Москву, в Москву».
       Меня же удручает совсем другое. Лишь 1/5 всей разнообразной и насыщенной программы ХХIV ММКФ останется в отечественном прокате. Значит, российские зрители будут, как встарь, о многих знаменитых лентах только читать в газетах.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera