Сюжеты

ПРАВИТЕЛИ И ЗАЛОЖНИКИ

Этот материал вышел в № 44 от 24 Июня 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

На прошлой неделе в Москве судили заложников. В нормальных средневековых обществах заложников судить не принято — принято либо казнить их, либо миловать в зависимости от настроения хозяина замка. Но мы – ненормальное средневековое...


       
       На прошлой неделе в Москве судили заложников. В нормальных средневековых обществах заложников судить не принято — принято либо казнить их, либо миловать в зависимости от настроения хозяина замка. Но мы – ненормальное средневековое общество.
       Заложников зовут Николай Глушков и Александр Красненкер; дело, по которому их судят, называется «дело Аэрофлота», а реальная их вина состоит в том, что их бывший хозяин Борис Березовский – в контрах с властью.
       Так эти люди совсем невиновны? – спросите вы.
       Да. Совсем.
       Напомню, что представительства «Аэрофлота» в советское время пользовались репутацией шпионских гнезд, а валюта «Аэрофлота» нередко использовалась для финансирования мировой революции.
       С распадом Союза система распалась. Из представительств «Аэрофлота» стали пропадать деньги: глава австрийского представительства, например, присвоил 3 млн долларов. Но чаще всего махинации происходили с ценой на билеты. Агент пересчислял на счет предствительства фиксированную цену, а продавал его по более высокой. Чудовищно возросли издержки: только на закупку еды «Аэрофлот» потратил в 1994 году 200 млн долларов. Небритая аэрофлотовская курица стоила столько же, сколько обед в неплохом ресторане. Словом, «Аэрофлот» разваливался.
       Борис Березовский заинтересовался «Аэрофлотом» в 1995 году. Это было не очень легкое для Березовского время. Его план поглощения АвтоВАЗа как раз закончился ссорой с Каданниковым, и Березовский искал новый источник дохода. Компания «Аэрофлот» с ее большой и плохо контролируемой валютной выручкой, к тому же остававшейся за границей, была идеальным объектом.
       Хорошо известно, что Березовский предпочитал приватизировать не компании, а их менеджмент. Именно так он и поступил с «Аэрофлотом»: сменил руководство, назначив главой компании сначала маршала Шапошникова, а затем зятя президента, бывшего штурмана Валерия Окулова.
       Затем вся выручка «Аэрофлота», доселе разрозненно воровавшаяся на местах, была стянута в одно место – в контролируемые Березовским фирмы «Андава» и «Форус». Через «Андаву» прошло 580 млн долларов, через «Форус» — 350 миллионов.
       Теперь внимание. С одной стороны, только централизация валютной выручки позволила «Аэрофлоту» получить значительные кредиты, потраченные им на модернизацию парка, и реально улучшить работу компании. С другой стороны, эта же схема позволяла менеджменту компании отсасывать деньги «Аэрофлота» и получать изрядные комиссионные за свои услуги. Например, схема расчетов за «Боинги» выглядела так: «Аэрофлот» направлял просьбу выплатить деньги в ФОК (российская фирма, учрежденная «Андавой»), ФОК обращался к ирландской офшорной фирме «Гренджланд», а уже «Гренджланд» — к «Андаве». «Андава» перечисляла деньги, а «Гренджланд» получал за это 30% комиссионных.
       Так вот, я утверждаю, что Красненкер и Глушков невиновны по следующей причине. С точки зрения закона эта схема была юридически безупречна: гнилых схем Березовский не выдумывал. С точки зрения экономики она была целесообразна, так как оптимизировала налоги и повышала эффективность компании, а суммы, которые офшорки вроде «Гренджланда» централизованно вынимали из «Аэрофлота», наносили ему в конечном итоге в десятки раз меньший ущерб, нежели деятельность мелких паразитов из числа глав представительств.
       Моральная вина Березовского была в том, что «Аэрофлот» был государственной компанией, а не частной. Приватизируй Борис Абрамович «Аэрофлот», и это вообще было бы его личное дело — чем он занимается у себя в компании, спальне или туалете. Но менеджеры эти вопросы не решали: их приставили руководить компанией. Они руководили. За год они повысили цену ее акций в несколько десятков раз.
       Понятно, что многие были Березовским недовольны. Во-первых, недовольны были бывшие сотрудники «Аэрофлота», которые теперь не могли воровать капусту невозбранно. Во-вторых, недоволен был зять президента Валерий Окулов. Ведь реально руководили компанией Красненкер и Глушков. А зять президента и бывший штурман (напомним, это третий человек в экипаже после первого и второго пилота) реального руководства не осуществлял.
       Мне кажется, что, когда Евгений Примаков объявил Березовского врагом Отечества и начал дело против «Аэрофлота», это было сделано по жалобам и доносам людей, которые нанесли «Аэрофлоту» больший ущерб, чем Березовский. Мне кажется, что, когда к этой кампании присоединился глава «Аэрофлота» Валерий Окулов, получилось, что зять президента поддержал Примакова в борьбе против Ельцина только потому, что подчиненные Березовского управляли компанией лучше, чем бывший штурман.
       Прошло несколько лет. Неузнаваемо изменился политический пейзаж. Люди, бывшие заложниками премьера Примакова, стали заложниками президента Путина. В обмен на одного из заложников – а именно больного Николая Глушкова – Березовский отдал ОРТ, но заложника обратно не получил.
       Нет, я все понимаю.
       Власть борется с Березовским. Березовский это заслужил. Но, черт возьми, благороднее посылать к противнику киллеров, нежели в полной безопасности мучить заложников.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera