СюжетыОбщество

ТРИНАДЦАТЬ ДНЕЙ БЕЗ НАБУТОВА

Этот материал вышел в номере № 44 от 24 Июня 2002 г.
Читать
Теперь, когда телевизионно-олигархические войны прошлого подошли к относительной развязке, а политические накаты следующей выборной волны (хочется верить) дойдут до эфира не раньше следующего года, в странной паузе непрерывных скандалов...

Т

еперь, когда телевизионно-олигархические войны прошлого подошли к относительной развязке, а политические накаты следующей выборной волны (хочется верить) дойдут до эфира не раньше следующего года, в странной паузе непрерывных скандалов вдруг возникла возможность всмотреться в собственно телевизионную сущность. И оказалось, что всматриваться и не во что.

Политические битвы вокруг телевидения не могли не нанести удар по профессионализму тех, кто в них участвует. Либо боец, либо профессионал — вмести никак!

Итог почти что скорбен. Все идущее ныне под маркой репортажа по основным федеральным каналам напоминает подбирание жалких крох с некогда роскошных столов старого НТВ и в недавнем прошлом куда более профессионального «ВиДа». Все сохранившие навыки этого сложного ремесла так или иначе вышли из этих двух школ или были с ними связаны. В остальных местах — пустота. Дырка от бублика там, где была некогда прекрасная программа Михаила Дегтяря «Репортер» с точным девизом: «Посмотрев нашу программу, вы сможете сказать — теперь я знаю об этом все!» Обладатель двух «ТЭФИ» в номинации «Лучший репортер» делает нынче новое радио — на телевидении ему места не нашлось.

Прежде, включив телевизор, не было нужды смотреть на марку канала в углу экрана — фирменный стиль, особое построение кадра, даже какие-то особые «энтэвэшные» лица чуялись за версту. Лица эти ныне рассеялись по РТР, ТВС, ОРТ, REN TV и собственно НТВ, а парфеновские «Намедни» тратят героические усилия на сохранение (или точнее будет назвать это реанимацией) некогда присущего каналу репортажного стиля.

Местами получается. «Намедни» — с неизменной яркой театральностью, активным действием в кадре и обязательным движущимся стенд-апом «а-ля мэтр» — выделяется ныне из общего нивелированного стиля информационных и новостных программ. Но и здесь те, у кого в первооснове школа старого НТВ (Борис Кольцов, Алексей Пивоваров, вернувшийся на канал Владимир Чернышев и уже зачисленный в разряд мэтров Павел Лобков), заметно выделяются на фоне старательных новичков — Андрея Лошака, Юлии Варенцовой и других, кого критики уже назвали «молодыми парфенятами».

Что касается каналов, на которые старое НТВ расслоилось, то ни одному из них тоже не удалось сохранить стиль и мастерство в полном объеме. Сначала это не удалось Олегу Добродееву, и пришедшие с ним на РТР Масюк, Мамонтов так и остались отдельными образцами в общем, достаточно отличном потоке продукции госканала. Теперь это не удается команде Евгения Киселева и Григория Кричевского. Понятно, что второй год подряд, вынужденно обновляя более чем наполовину штат московских корреспондентов и практически полностью меняя их региональных коллег, сложно работать над школой репортажа. И пока разница в классе между пришедшими в одной команде и набранными со стороны слишком ощутима.

На ОРТ появившийся через несколько дней после кровавых погромов фильм Натальи Метлиной «Москва. Погром 9 июня 2002 года», хоть и был вне программы поставлен в рубрике «Документальный детектив», по сути являл собой образец отлично сделанного большого репортажа. В том, как Метлина сумела за очень короткий срок не только собрать все возможные съемки операторов ОРТ и любительские кадры очевидцев и выстроить всю имеющуюся хронику в единой, очень трезвой и очень лаконичной форме качественного телевизионного зрелища, чувствовалась старая «видовская» школа. Ныне тоже, увы, почти растворившаяся в общем потоке продукции первого канала.

И все же при всей скудности выбора на нынешнем телевидении есть восхитительные образцы классического репортажа. И есть живой, хоть и чуть заматеревший, классик — Кирилл Набутов, раз в две недели являющий нам по ТВС один свой день. Умение найти тему и облачить найденное в наиболее выигрышную форму и есть основа профессионализма. У Набутова с этим все в полном порядке. Форма «Одного дня» оказалась тем самым каркасом, который легко и прочно поддерживает свободные репортерские наблюдения и отступления от темы (появившиеся на ОРТ во время вынужденного простоя шестого канала репортажи Набутова, лишенные «однодневной» формы, при всем своем отменном качестве все же что-то теряли). А в умении найти тему и показать то, что до него не показывал еще никто, Набутову равных нет. Стирающиеся за пять дней тормозные колодки «Красной стрелы», скрывающиеся за перчатками руки сотрудников станции, выращиваюших в полной тишине и возвращающих в лес оставшихся без матери медвежат, — все это остается в памяти. Как и сам Набутов, умудряющийся всегда все попробовать сам, — то в форме проводника чай в купе Басилашвили и Равиковича подать, то (при его-то объеме!) забраться на натянутый высоко под куполом цирка канат. И продержаться на нем несколько секунд!

Мастерство репортера — оно и под куполом мастерство! Жаль только, что на «Один день» с Набутовым приходится тринадцать дней без него.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow