СюжетыОбщество

ЗАПИСКИ С КОЛЕС

Этот материал вышел в номере № 44 от 24 Июня 2002 г.
Читать
Турист номер один в Турции — немец. Турист номер два — русский По заданию редакции «Новой газеты» в Турцию, на ее Средиземноморское побережье, выехали известный автомобилист Юрий Гейко («Комсомольская правда») и известный фотограф Олег...

Турист номер один в Турции — немец. Турист номер два — русский

П

о заданию редакции «Новой газеты» в Турцию, на ее Средиземноморское побережье, выехали известный автомобилист Юрий Гейко («Комсомольская правда») и известный фотограф Олег Никишин (PRESSPHOTOS). Задание простое — покататься на колесах и обо всем увиденном подробно рассказать.

Прилетели

Наше путешествие в Турцию не сорвалось чудом — в турагентстве, вручая мне конверт с документами, не удосужились подсказать, что вылет в Анталью — из «Домодедово». Десятки раз летая за границу из «Шереметьево», я заказал такси туда и за час до его прибытия каким-то чудом обратил внимание в авиабилете на три буковки «ДМД», в панике позвонил в справочную и вытер испарину на лбу: ну и турагентство!..

Так случилось, что отдыхал я в Эмиратах, на Кипре, в Черногории, в Италии и позже в Египте, в Кении, но ни разу не грел свои кости в Турции. И вот он, билет на чартер Домодедово — Анталья. И ждет нас с младшим сыном неделя в Белеке — в пятизвездочном отеле «Клаб Варуна» двухместный номер за 552 доллара на человека, двухразовое питание — завтрак и ужин, Средиземное море, солнце, а уж что там еще — один Бог знает. За три часа полета на просторном «Ил-86» успеваю вспомнить, что никто из моих знакомых, побывавших в Турции, никогда и ни разу не плевался. Плевались от всего того списка, что я привел выше, кроме Черногории.

И еще вспоминается за три часа полета, что для нашей российской элиты ездить в Турцию уже непрестижно — это, мол, для мидл-класса. Потому что в Турции русских столько, что знаменитостей узнают на каждом шагу, и сливки российского общества, чтобы по-настоящему расслабиться, по тем же причинам уже и во Флориду, на Кубу и в Таиланд не летают, предпочитают Сейшелы, Мальдивы, Пальму де Майорку, а самый шик — Гавайи, где отдыхают все западные Соединенные Штаты. Что ж, мы-то люди неброские, на каждом шагу автографы не раздаем...

Так уж совпало, что из Антальинского аэропорта в город выходили две колонны авиапассажиров — наша и немецкая — параллельно. Немцы — седенькие, розовые, ухоженные старички и старушки. Вкрапления — молодые пары с двумя, тремя крохами в колясочках или за ручку (умеют же западники отдыхать с такими малышами!).

А наши! Много серых, помятых лиц, в тренировочных костюмах, держа ополовиненные бутылки виски, покачивающиеся, как в шторм, — принимай, мусульманская земля, русских! Стыдно.

Немного истории

Кстати, Турция изо всех мусульманских стран самая светская. Это значит, что спиртное там продается на каждом шагу, что рекламным буклетам, не рекомендующим женщинам ходить по городам с открытыми плечами и, не дай Бог, в шортах, верить не следует, — ходят все. Это значит, что за «веселое состояние» вас, как в Арабских Эмиратах, в яму не посадят и палками бить не будут, даже не обратят внимания. А за все это спасибо отцу нации Ататюрку, памятники которому, как у нас Ленину, стоят в центре почти любого турецкого города. Но если один повел нацию по пути диктатуры пролетариата, то второй — по пути сближения с Западом. Ататюрк, как мне рассказывали аборигены, издавал законы, запрещающие появляться в национальных одеждах, он за уши притягивал нацию к мировому прогрессу — и преуспел! Сегодня Турция, как никакая другая страна, — на подъеме: об этом свидетельствует не только строительный бум, который просто обуял Турцию, но и море парников, море тракторов, снующих по сельским дорогам, огромное количество людей на полях. Сельское хозяйство страны преуспевает, оно дает бюджету деньги даже большие, чем туристский бизнес.

Немцы в Турции

Вообще-то туристскую, отпускную Турцию открыли немцы. Потрясающее географическое положение страны не оставляло никаких сомнений в окупаемости вложенного. На севере — Черное море, которое здесь не котируется и считается холодным, на западе — Мраморное море и море Эгейское с миллионом островов удивительной красоты. А на юге — Средиземное. Здесь-то и развернулась лихорадка курортного строительства. Немцы первыми начали вкачивать в Турцию огромные деньги. Только им были даны турецким правительством невиданные льготы в покупке земли и строительстве отелей. И сегодня турист номер один в Турции — немец.

Русские в Турции

Первыми открыли нам Турцию, конечно же, челноки. Лет десять—двенадцать назад. Турецкая кожа и дубленки хлынули на наши рынки не рекой — водопадом. Но челнокам некогда было парить свои телеса под щедрым турецким солнцем. У них — бизнес.

Наши туристы стали осваивать Турцию первой из «отпускных стран дальнего зарубежья». И сегодня турист номер два в Турции — русский. Первая волна русского нашествия хлынула сюда лет семь-шесть назад, до дефолта. Но она не идет ни в какое сравнение с волной нынешней. Отели оказались к ней не готовы, говорящих по-русски в «рецепшене», в ресторанах (но не в магазинах) катастрофически не хватало, и тогда турки нашли гениальное решение проблемы — они из России и других стран СНГ как бы на стажировку стали приглашать на весь летний сезон студентов, говорящих по-английски или по-немецки. И, естественно, по-русски.

Сегодня практически в любом приличном турецком отеле есть так называемые «аниматоры» — наши ребята, которые «анимируют», то есть оживляют отдыхающих. Они встречают вас при входе в ресторан словами о том, что именно вас, любимого, они ждут, они же ведут «секции» фитнеса, тенниса, баскетбола, водного поло, получая при этом смешные деньги — от 60 до 100 долларов в месяц.

Машину брать выгодно

Трансфер — это когда тебя доставляют из аэропорта в отель и из отеля в аэропорт. Но трансфер вовсе не обязателен для тех, кто хочет взять на несколько дней в аренду автомобиль. Достаточно позвонить из России любой компании «рента кар» в Анталье, и она подгонит прямо в аэропорт тот автомобиль, который вас интересует. Машины стоят почти в два раза дешевле, чем если их арендовать в отелях. Например, «мерс» пятисотый в сутки стоит 120 долларов, «Рено Клио», «Опель Астра» — 30, джип «Судзуки Самурай» — 40, японский мотороллер — 15 долларов. Если берешь машину на неделю, скидка до 20 процентов. Залог за автомобиль, если его берешь в городе, — 100 долларов. Деньги вам легко вернут, если на машине не прибавилось царапин или вмятин.

А вот такси в Турции дорогое. Торговаться бесполезно. Но есть хитрость, которую не все наши туристы расчухивают. Если спросить у таксиста: «Сколько стоит доехать от Белека до Антальи?» — он ответит: «Тридцать долларов». Это — доллар за километр, дорого. Но оказывается, что дорога туда и обратно стоит 42 доллара. Просто шоферу, который вас привез в Анталью или в Аланью, или в Кемер, надо назвать время и место встречи, и он вас обратно повезет менее чем за полдоллара километр.

Как в Турции ездить

Так же, как и дома, разницы ни в дорогах, ни в знаках практически никакой. Единственное различие в дорожных знаках — «обгон запрещен». Там — две легковушки, одна из которых перечеркнута красной линией. Поскольку много извилистых горных дорог и знаков этих много, но стоят они, что называется, по уму.

А вот ограничений скорости на автодорогах гораздо меньше, чем у нас. Потому что все в Турции знают: на шоссе максимально разрешенная скорость — 90, а в населенках — 50 километров в час. Ездят не лихача — 100—110, редко больше, когда машина обгоняет тебя со свистом, как, скажем, в Германии. Но если на хорошей дороге стоит ограничение 50, а то и 30, жди полиции с радаром на обочине. Особенно они не прячутся в кустах и ветками себя не маскируют. Превышение разрешенной скорости до 20 км в час наказывать не принято, а вот за превышение на 50 км — 70—80 долларов штрафа. За парковку под запрещающим знаком — штраф 14 долларов, за пьяную рожу — 120 долларов, лишение прав, суд, тюрьма.

Кстати, большим моим удивлением было узнать, что разрешенная доза алкоголя в крови водителя в Турции составляет 0,5 промилле. Это значит: человеку весом 75—80 кг можно выпить две бутылки пива, стакан сухого или 50 граммов водки и сесть за руль. Когда я разговорился с полицейскими, они сказали, что за «запах» могут не наказать и даже не подвергнуть водителя медэкспертизе, а вот если «глазки плавают», то наказания не избежать. Причем за одни и те же нарушения на трассе штрафы одни, а если то же самое происходит в городе да с человеком, который везет людей, сумма штрафа удваивается. Полицейские взяток не берут и за полсуммы «в лапу, без квитанции» не отпускают, потому что зарабатывают прилично — 600 долларов минимум — и за свою работу держатся.

Дороги в Турции точь-в-точь российские — шоссе с заплатками, увалами, то прекрасное и двухрядное в одном направлении, то сужающееся до «туда-сюда», разметка слабовыраженная, размытая, светофоры желтые, некоторые (в городах) со светящимся секундомером, отсчитывающим время до выключения того света, который горит. Почти на любом турецком перекрестке можно повернуть налево, а на кольце у них, как правило, преимущество имеет тот, кто движется по кольцу, а не, как у нас, въезжающий на кольцо.

Самое тяжелое в Турции для водителя — то же, что и в любой другой стране: незнание города и языка. Однако оно усугубляется тем, что, даже имея карту города, название улицы на стенах домов вы увидите здесь очень редко, как они ориентируются — непонятно. В той же Анталье, можно сжечь полбака бензина, прежде чем из нее выберешься. Но и здесь турки придумали выход: махните водиле желтого мотороллера — это мотогид. Он поймет и по-русски, и по-немецки, и по-английски и привезет вас туда, куда попросите, всего за доллар. А если вы захотите шопинг, то он вас привезет в тот магазин, который его содержит, привезет бесплатно, покажет бесплатную же парковку. В магазине (как правило, слишком дорогом) вас усадят в кресло, напоят чаем или кофе, а то и рюмочку предложат. А потом начнется спектакль, из которого очень трудно выйти не покупателем.

В отеле

Турецкие звезды отелей, как правило, слегка преувеличены — наша пятизвездочная «Клаб Варуна» и на четыре-то не тянула. Из этой поездки я понял, что не надо тянуться за звездами, потому что, чем их больше, тем отдых, оплаченный в Москве и доплаченный уже там, в Турции, станет дороже, а сервис и отношение персонала везде одинаковы. Мне рассказывали, что турки, учтя кипрский и египетский опыт, в приличных отелях, чтобы персонал не борзел (а больше всех его развращают именно русские), меняют его каждый год.

В отеле наличные деньги не нужны, поскольку каждому выдается кредитная карта. С этой минуты все свои траты вне оплаченного — обеды, виски, мороженое, кофе, сок и т.п. — вы делаете одним росчерком пера, ставя на чеке свою подпись. Это коварно. Еще более коварен мини-бар, что расположился в вашем номере, в холодильничке. В нем все в два с половиной раза дороже, чем за сто метров в баре отеля, который работает круглосуточно, и в 10 раз дороже, чем в магазине ближайшего поселка.

Прислуга, горничные, которые убирают ваш номер ежедневно, незаметны, как призраки. Даже если вы решите до обеда поспать и забудете повесить на ручку номера красный ярлык: «Прошу не беспокоить», вы их не услышите и не увидите, — совершенно непостижимым образом они найдут именно те полчаса, когда вас в номере не будет, уберут его, меняя вам каждый день полотенца и постельное белье. В благодарность за это принято на столике у зеркала оставить им хотя бы пару раз по доллару — купюры тоже исчезают, как призраки. Особенно это кстати, если вы привезли из города спиртное или вкусненькое, что делать не имеете права. Естественно, что за этим дурацким правилом следят горничные. А если вы им кое-что оставите... Они промолчат. Ни в ваши сумки, ни в карманы здесь лазить не принято.

Юрий Гейко, Олег Никишин

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow