Сюжеты

КРАСНЫЙ ДОМ СРЕДИ ЗЕЛЕНЫХ ДЕРЕВЬЕВ

Этот материал вышел в № 44 от 24 Июня 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Выставка, идеальная для столичного Музея личных коллекций, открылась в Подольске Подмосковный Подольск — город с историей. От станции к площади Ленина ведет Революционный проспект. Приземистые постройки вековой давности выкрашены в...


Выставка, идеальная для столичного Музея личных коллекций, открылась в Подольске
       
       Подмосковный Подольск — город с историей. От станции к площади Ленина ведет Революционный проспект. Приземистые постройки вековой давности выкрашены в бесстыдно-розовые, сине-зеленые и охристые цвета, возможные только в российской провинции. Ощущения патриархальности не перебивают ни пластиковые и оттого какие-то временные вывески баров-рюмочных с «космическими» названиями, ни даже развешанные повсюду объявления о купле-продаже натуральных волос.
       Для художников советской формации город был значим: в Подольске расположен комбинат, где во времена СССР производили кисти и прочий инвентарь для занятий искусством. Даже в голодный перестроечный год здесь можно было купить тюбик умбры или ультрамарина — самых дефицитных красок ушедшей эпохи.
       Выставочный зал остался с былых времен. Его директору Валентине Спиряновой и пришла в голову идея экспозиции «Четыре поколения художников «красного дома».
       
       В конце 30-х Моссовет выделил группе художников участок под строительство творческой мастерской в Новогирееве. Пять рабочих помещений в первом этаже, жилье на втором, мансарды. За деревьями и полинявшим забором проглядывает памятная доска: здесь жил и работал Владимир Фаворский (1886—1964) — знаменитый гравер-ксилограф, автор иллюстраций к «Слову о полку Игореве», Пушкину и Мериме, книг по теории графики и композиции. Автор доски — скульптор Дмитрий Шаховской, зять Фаворского, один из старшего поколения нынешних обитателей дома.
       ...Из письма Нины Симонович-Ефимовой: «В саду чудесно все разрослось. Вьюнки долезли до балкона. Это целая пелена, или ихтиозавры, вытянувшие толстые шеи и покачивающиеся. Цветы розовые. Горох — это бушующая стихия. Каскады толстых горошин свешиваются с жердей, и кругом море кудрявой зелени с усиками. Мы каждый день съедаем десяток своих крепких огурцов, колючих, душистых...»
       Не верится, что письмо отправлено из «красного дома» в 1942-м.
       Симонович-Ефимова — замечательный художник первой половины ХХ столетия. Вместе с мужем Иваном Ефимовым — он тоже был одним из новогиреевских застройщиков — она оставила заметный след в истории российского театра кукол, а также в живописи, графике и искусстве силуэта. Работы супругов — самые ранние на выставке. Тушевые рисунки тамбовских крестьян, портреты, театральные эскизы.
       В 1913-м Фаворский женился на Марии Дервиз, племяннице Симонович-Ефимовой. Поощряемая другом и родственником родителей Валентином Серовым, она рисовала с детства. Житейские обстоятельства не дали в полной мере раскрыться ее таланту: приходилось преподавать, иллюстрировать детские книжки, делать монументальные работы.
       Дочь Фаворских, Мария Владимировна, сегодня живет в «красном доме» — занимается фаянсовой мелкой пластикой, сохраняет семейные архивы. Ее братья, Никита и Иван, отсюда ушли на фронт и не вернулись; на выставке есть их рисунки и гравюры. Из числа новогиреевских «первопроходцев» в Подольске показан и Лев Кардашов — тоже скульптор, племянник Фаворского и ученик Ефимова.
       В родственных хитросплетениях жильцов «красного дома» зрителю разбираться не обязательно, главное — само искусство. Тем более круг художников-единомышленников никогда не определялся или ограничивался их родством. В первую очередь сюда попадали те, кого притягивала титаническая фигура Фаворского (на вернисаже Дмитрий Жилинский, который также прожил в доме четверть века, сравнил его с Дюрером).
       Вот пример. В новогиреевских архивах сохранилась тетрадка шестиклассника Васи Жилинского. В тетрадке — домашнее задание, описание внешности знакомого человека. «Елена Людвиговна Коровай... держится прекрасно и величаво. В ней нет нисколько сгорбленности, присущей старости. Одевается она очень живописно, с прекрасным чувством цвета. Лицо ее очень подвижно, как весенний ветерок, просачивающийся между темными силуэтами деревьев».
       Коровай познакомилась с Фаворским в эвакуации. А в 1946-м по приглашению мэтра перебралась все в тот же «красный дом». Она была художником игрушки, делала художественные маски, к концу 50-х вернулась к занятиям живописью. Хранителем ее искусства стала поныне живущая в Новогирееве дочь Ирина.
       А вот Илларион Голицын объявился в «доме Фаворского» уже в конце 50-х: знаменитый впоследствии график-«шестидесятник» тогда женился на внучке Ефимовых Наташе. Живя в доме, Голицын бережет работы отца, чья жизнь после четырех арестов накануне войны трагически завершилась в колонии города Свияжска. Потомок родов Голицыных и Лопухиных, Владимир Голицын с 1919-го делал «Окна РОСТА» в Туле, заведовал мастерской плаката в Богородицке, участвовал в экспедиции на Новую Землю на ледоколе «Малыгин». А в 1925-м получил золотую медаль за роспись деревянных изделий на Парижской выставке декоративных искусств. Позднее сотрудничал с журналами «Всемирный следопыт», «Кругосвет», но особенно прославился настольными играми по мотивам своих или придуманных путешествий. Многие и сегодня помнят и берегут его игру «Пираты».
       Работ Владимира Голицына на выставке нет. Хорошо было бы показать и сохраненные здесь наследия Татьяны Грушевской, Доры Гуревич или иных авторов, при жизни связанных с легендарным домом. Но и 25 художников — не так уж мало для выставки, организованной методом «народной стройки».
       

       
       До конца сентября экспозиция открыта в Выставочном зале Подольска ежедневно, с 10 до 17.30. Добраться можно электричкой с Курского вокзала.
       

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera