Сюжеты

КРАСНЫЙ ДОМ СРЕДИ ЗЕЛЕНЫХ ДЕРЕВЬЕВ

Этот материал вышел в № 44 от 24 Июня 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Выставка, идеальная для столичного Музея личных коллекций, открылась в Подольске Подмосковный Подольск — город с историей. От станции к площади Ленина ведет Революционный проспект. Приземистые постройки вековой давности выкрашены в...


Выставка, идеальная для столичного Музея личных коллекций, открылась в Подольске
       
       Подмосковный Подольск — город с историей. От станции к площади Ленина ведет Революционный проспект. Приземистые постройки вековой давности выкрашены в бесстыдно-розовые, сине-зеленые и охристые цвета, возможные только в российской провинции. Ощущения патриархальности не перебивают ни пластиковые и оттого какие-то временные вывески баров-рюмочных с «космическими» названиями, ни даже развешанные повсюду объявления о купле-продаже натуральных волос.
       Для художников советской формации город был значим: в Подольске расположен комбинат, где во времена СССР производили кисти и прочий инвентарь для занятий искусством. Даже в голодный перестроечный год здесь можно было купить тюбик умбры или ультрамарина — самых дефицитных красок ушедшей эпохи.
       Выставочный зал остался с былых времен. Его директору Валентине Спиряновой и пришла в голову идея экспозиции «Четыре поколения художников «красного дома».
       
       В конце 30-х Моссовет выделил группе художников участок под строительство творческой мастерской в Новогирееве. Пять рабочих помещений в первом этаже, жилье на втором, мансарды. За деревьями и полинявшим забором проглядывает памятная доска: здесь жил и работал Владимир Фаворский (1886—1964) — знаменитый гравер-ксилограф, автор иллюстраций к «Слову о полку Игореве», Пушкину и Мериме, книг по теории графики и композиции. Автор доски — скульптор Дмитрий Шаховской, зять Фаворского, один из старшего поколения нынешних обитателей дома.
       ...Из письма Нины Симонович-Ефимовой: «В саду чудесно все разрослось. Вьюнки долезли до балкона. Это целая пелена, или ихтиозавры, вытянувшие толстые шеи и покачивающиеся. Цветы розовые. Горох — это бушующая стихия. Каскады толстых горошин свешиваются с жердей, и кругом море кудрявой зелени с усиками. Мы каждый день съедаем десяток своих крепких огурцов, колючих, душистых...»
       Не верится, что письмо отправлено из «красного дома» в 1942-м.
       Симонович-Ефимова — замечательный художник первой половины ХХ столетия. Вместе с мужем Иваном Ефимовым — он тоже был одним из новогиреевских застройщиков — она оставила заметный след в истории российского театра кукол, а также в живописи, графике и искусстве силуэта. Работы супругов — самые ранние на выставке. Тушевые рисунки тамбовских крестьян, портреты, театральные эскизы.
       В 1913-м Фаворский женился на Марии Дервиз, племяннице Симонович-Ефимовой. Поощряемая другом и родственником родителей Валентином Серовым, она рисовала с детства. Житейские обстоятельства не дали в полной мере раскрыться ее таланту: приходилось преподавать, иллюстрировать детские книжки, делать монументальные работы.
       Дочь Фаворских, Мария Владимировна, сегодня живет в «красном доме» — занимается фаянсовой мелкой пластикой, сохраняет семейные архивы. Ее братья, Никита и Иван, отсюда ушли на фронт и не вернулись; на выставке есть их рисунки и гравюры. Из числа новогиреевских «первопроходцев» в Подольске показан и Лев Кардашов — тоже скульптор, племянник Фаворского и ученик Ефимова.
       В родственных хитросплетениях жильцов «красного дома» зрителю разбираться не обязательно, главное — само искусство. Тем более круг художников-единомышленников никогда не определялся или ограничивался их родством. В первую очередь сюда попадали те, кого притягивала титаническая фигура Фаворского (на вернисаже Дмитрий Жилинский, который также прожил в доме четверть века, сравнил его с Дюрером).
       Вот пример. В новогиреевских архивах сохранилась тетрадка шестиклассника Васи Жилинского. В тетрадке — домашнее задание, описание внешности знакомого человека. «Елена Людвиговна Коровай... держится прекрасно и величаво. В ней нет нисколько сгорбленности, присущей старости. Одевается она очень живописно, с прекрасным чувством цвета. Лицо ее очень подвижно, как весенний ветерок, просачивающийся между темными силуэтами деревьев».
       Коровай познакомилась с Фаворским в эвакуации. А в 1946-м по приглашению мэтра перебралась все в тот же «красный дом». Она была художником игрушки, делала художественные маски, к концу 50-х вернулась к занятиям живописью. Хранителем ее искусства стала поныне живущая в Новогирееве дочь Ирина.
       А вот Илларион Голицын объявился в «доме Фаворского» уже в конце 50-х: знаменитый впоследствии график-«шестидесятник» тогда женился на внучке Ефимовых Наташе. Живя в доме, Голицын бережет работы отца, чья жизнь после четырех арестов накануне войны трагически завершилась в колонии города Свияжска. Потомок родов Голицыных и Лопухиных, Владимир Голицын с 1919-го делал «Окна РОСТА» в Туле, заведовал мастерской плаката в Богородицке, участвовал в экспедиции на Новую Землю на ледоколе «Малыгин». А в 1925-м получил золотую медаль за роспись деревянных изделий на Парижской выставке декоративных искусств. Позднее сотрудничал с журналами «Всемирный следопыт», «Кругосвет», но особенно прославился настольными играми по мотивам своих или придуманных путешествий. Многие и сегодня помнят и берегут его игру «Пираты».
       Работ Владимира Голицына на выставке нет. Хорошо было бы показать и сохраненные здесь наследия Татьяны Грушевской, Доры Гуревич или иных авторов, при жизни связанных с легендарным домом. Но и 25 художников — не так уж мало для выставки, организованной методом «народной стройки».
       

       
       До конца сентября экспозиция открыта в Выставочном зале Подольска ежедневно, с 10 до 17.30. Добраться можно электричкой с Курского вокзала.
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera