Сюжеты

КАРНАВАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛО БАРСЕЛОНЫ

Этот материал вышел в № 44 от 24 Июня 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Тофик Шахвердиев снял фильм о каталонском зодчем «Когда хочешь что-то увидеть, смотри не на это, смотри вокруг», — говорит Шахвердиев своей камере. Поэт документального кино, он верен принципу и в новой ленте «Памяти Антонио Гауди»:...


Тофик Шахвердиев снял фильм о каталонском зодчем
       

    
       «Когда хочешь что-то увидеть, смотри не на это, смотри вокруг», — говорит Шахвердиев своей камере. Поэт документального кино, он верен принципу и в новой ленте «Памяти Антонио Гауди»: каталонский актер в сюртуке и жемчужно-сером жилете, принявший облик архитектора, идет по витым, плавным, мощным, как подводные гроты Средиземноморья, лестницам Гауди, открывает причудливые окна его зданий, смотрит на шпили и балконы Барселоны, говорит церемонные комплименты девушкам из русской съемочной группы.
       В мастерской Антонио Гауди система зеркал заменяет проекционный чертеж: камера следует за отражениями макета, купол собора точно связан из пересохших, выгнутых солнцем ветвей тернового венца. В своих зеркалах архитектор видел будущие здания, точно с птичьего полета. Готика и модерн, мистика и хай-тек эпохи ар нуво сплавлены в облике Барселоны воедино. В школьных дворах дети поют песенку о художнике, пересоздавшем облик древнего города. Испанские дети благочестивы: архитектор величественного, хоть и недостроенного собора Святого Семейства несколько лет назад причислен Ватиканом к лику святых.
       «Когда хочешь что-то увидеть, смотри не на это, смотри вокруг»: цветущие заросли и морские волны, витые, колючие раковины рыбных рынков, кривизна старинных улиц сошлись в магическом кристалле архитектуры Гауди. В Барселоне гремит праздник Георгия Победоносца: каждый мужчина в этот день дарит любимым женщинам по одной розе, каждая женщина дарит любимым мужчинам по одной книге. Камера кружится в уличной пляске вместе с горожанами, кадры сливаются в мазки красного, синего, желтого. И точная оптика электронного объектива вдруг начинает передавать действительность в сюрреалистических мазках другого каталонца – Дали. Возможно, таким видел мир еще ветхозаветный поэт Давид Псалмопевец в священной пляске перед Ковчегом.
       По улицам Барселоны идет карнавальное шествие – знаменитые исполинские фигуры похожи на башни Гауди на городском горизонте. В складках кринолинов великанш — зарешеченные окошечки, лопасти чепцов и фалды камзолов ложатся вольной линией ар нуво, набеленные уличные актеры похожи на ожившие статуи…
       Художник – магический кристалл мира, в котором живет. Здания Гауди – иероглифы живой Каталонии. Эта архитектура родилась из пены побережья Коста-Брава, из прибоя рынка и карнавала.
       И сколько бы мы ни читали об Испании, Италии и проч., мы не поймем Гоцци без вереницы бродячих разносчиков на авансцене адриатического пляжа, гофмановского «Щелкунчика» – без игрушечных лавок Нюрнберга, Гауди – без Барселоны. Московская кинокамера бредет по уличному празднику с особой горечью ракурса, с особой радостью безвременного праздношатания юности. Так странствуют в студенчестве. У нынешних русских этот вечерний круговорот старой Европы, «праздника, который всегда без нас», выпал на поздний, зрелый возраст. Спасибо ему и за это. Мысль о реальном существовании мира, рыбного рынка, соборного шпиля, карнавального шествия оказалась мощной психотехникой, спасительной в бурные и смутные времена.
       Впрочем, та «тоска по мировой культуре», которой пронизан фильм Шахвердиева, – это уже другая, сугубо российская, тема.
       
       P.S. 26 июня исполняется 150 лет Антонио Гауди. 2002 год объявлен ЮНЕСКО Годом Гауди. В Московском музее архитектуры 18 июня в рамках Дней каталонской культуры в Москве открылась выставка «Многомерный Гауди», посвященная барселонскому наследию зодчего.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera