Сюжеты

БЛЭКМОР LIVE

Этот материал вышел в № 45 от 27 Июня 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Этот человек сочинил соло из Highway Star — рефрен жизни целого поколения. В жизни он оказался несколько другим, чем мы представляли Кто еще в роке может сравниться славой на одной шестой части суши с угрюмым британским гитаристом Ричи...


Этот человек сочинил соло из Highway Star — рефрен жизни целого поколения. В жизни он оказался несколько другим, чем мы представляли
       


       Кто еще в роке может сравниться славой на одной шестой части суши с угрюмым британским гитаристом Ричи Блэкмором? Чье еще имя остается культовым на протяжении трех десятилетий, передаваясь из уст в уста? Перед Блэкмором всегда преклонялись все, начиная с гопника из ПТУ и кончая интеллектуалом из академического института. С его творений начиналось знакомство с гитарой — первым делом разучивался знаменитый «ходильник» из Smoke On the Water, затем более сложное, но не менее легендарное соло из Highway Star. Не иметь в своей коллекции записей Deep Purple и Rainbow в золотую эпоху рока считалось позором.
       Но одно дело — знать мифического Блэкмора, витающего в заоблачных сферах, а другое — увидеть великого гитариста в Москве и попытаться понять, каков он на самом деле. Два концерта, которые Блэкмор дал в этом году в России, прибавили новые черты к облику и образу гитариста, чье соло из Highway star было рефреном жизни для целого поколения. Концерту предшествовали длительные переговоры с компанией JSA, организатором гастролей, в ходе которых Ричи торговался из-за каждого цента, ставил немыслимые условия, давил на психику и обнаруживал такую дикую жадность, такую простодушную любовь к прибыли, что смутил даже многое повидавших сотрудников JSA. Как тут не вспомнить небезызвестного Импровизатора из «Египетских ночей». Гениальность вполне может прекрасно уживаться с алчностью.
       То, что Блэкмор недолюбливает журналистов, считая их фуфлом, известно всем. В Москве Ричи тоже был в своем репертуаре — он наотрез отказался от пресс-конференции и каких-либо интервью, не захотел ни с кем фотографироваться и давать автографы. Впрочем, из анкеты, недавно заполненной Блэкмором, известно, что его любимый автомобиль — это спортивный «Мерседес», любимый певец — по-прежнему Пол Роджерс (еще в 1973-м Ричи хотел, чтобы именно он заменил ушедшего Гиллана), а любимое высказывание — «Мне не шестнадцать лет, поэтому мое мнение несущественно».
       Ричи, каким мы увидели его в Москве, выглядит иначе, чем на обложках знаменитых пластинок Deep Purple и Rainbow. Он постарел, появились морщины, второй подбородок, старческие складки на шее. Хайр, правда, прекрасный, черный и густой (говорят, пересаженный). Когда Блэкмор играет, его голова опущена вниз, что в сочетании с сутулостью делает его похожим на вопросительный знак. Он по-прежнему нервно подергивает головой во время игры. Держится Ричи скромно, часто отходит в глубь сцены. Играл он в основном на акустической гитаре и лютне, но в нескольких вещах на электрогитаре. Пару раз Ричи брал в руки легендарный Стратокастер, чем вызывал особое оживление на трибунах. Все ждали: исполнит ли хоть что-нибудь старенькое? К великой радости публики, исполнил. Это были Sixteenth Century Greensleeves (из Rainbow) и Soldier of Fortune (из Deep Purple). Конечно, Кэндис Найт пела их не так, как когда-то Дио и Ковердэйл, но девушка старалась.
       Некоторые исполнительские приемы у Блэкмора сохраняются на протяжении десятилетий, хотя сама музыка меняется. Сегодняшний Блэкмор, так же как Блэкмор двадцатилетней давности, любит использовать лады с увеличенной секундой, придающие музыке восточный оттенок. Он по-прежнему применяет пятипальцевую технику в левой руке — его большой палец, обхватывая гриф сверху, то и дело терзает шестую струну, заставляя инструмент звучать потрясающим, великолепным звуком.
       Блэкмор любит все немецкое. Он ездит на немецких машинах, носит немецкую одежду, слушает немецкую музыку. С детства не вылезает из Германии — в далеком 1968 году менеджерам Deep Purple пришлось вытаскивать Ричи из Гамбурга, чтобы создать легендарную группу. Даже сын гитариста — Юрген Блэкмор — немец по национальности. Такая длительная германизация дала результат: сейчас Ричи выглядит благополучным немецким бюргером, для которого высшая ценность — семья и стабильность.
       Блэкморы ведут достаточно замкнутый образ жизни в штате Коннектикут в США, хотя для общения с друзьями Ричи всегда находит время. Например, уже более тридцати лет он дружит с Яном Андерсоном из Jethro Tull, который записал для друга вокальные партии в песне Play, Minstrel, Play.
       Что будет делать Блэкмор дальше? Ему пошел 58-й год. Вернется ли он к року, будет продолжать играть в стиле Ренессанса или придумает что-то новое?
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera