Сюжеты

МОНЕТНЫХ ДЕЛ МАСТЕР

Этот материал вышел в № 45 от 27 Июня 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Одни называют деньги мусором, другие считают их смыслом жизни, кто-то зарабатывает их непосильным трудом, а кто-то проматывает в казино. Так или иначе все стараются их «делать», зачастую даже не успевая заметить, что на них изображено. И...


       


       Одни называют деньги мусором, другие считают их смыслом жизни, кто-то зарабатывает их непосильным трудом, а кто-то проматывает в казино. Так или иначе все стараются их «делать», зачастую даже не успевая заметить, что на них изображено. И лишь те, кто в прямом смысле делает деньги, знают им истинную цену.
       
       Коллекционер-нумизмат скажет, что каждая монетка — произведение искусства. В деньгах важны не только способы защиты, но и красота.
       Специалисты считают, что денежные знаки, монеты, награды, медали воздействуют на подсознание человека, поэтому случайных изображений на них быть не может. От «общения» с деньгами человек должен получать эстетическое удовольствие.
       Изготовление и реализация памятных медалей и коллекционных монет считается во всем мире престижным бизнесом.
       Коллекционирование монет — и полезное, познавательное хобби, и выгодное хранение денег. У нас в стране это понимают единицы, поэтому около половины российских монет из драгметаллов уходит за рубеж. Иностранные дилеры, скупая монеты у Центробанка России, перепродают их, учитывая ситуацию на внутреннем и внешнем рынках драгоценных металлов. Тем более что там хорошо развита система аукционов (крупные проводятся раз в месяц, мелкие — еженедельно).
       Недавно на Мюнхенском аукционе было продано главное достижение Питерского монетного двора и вообще чеканщиков России — трехкилограммовая серебряная монета «275 лет Санкт-Петербургскому Монетному двору» достоинством 200 рублей, выпущенная тиражом 150 экземпляров. Ушла с молотка за десятки тысяч марок.
       
       Изготавливаются такие монеты по специальной технологии «пруф», которой владеют далеко не все монетные дворы мира. Такие изделия имеют совершенно ровную, зеркальную поверхность и контрастирующий с ней матированный рельеф. Для них не только тщательно очищают воздух при изготовлении, но и потом хранят в специальных капсулах. Их качество проверяют четырехкратной лупой, и если обнаруживается хоть малейшая погрешность, даже след от пыли, изделие сразу бракуется. Руками их трогать категорически запрещено, остаются следы. Не многие работники могут делать такие монеты. Требуются хорошее зрение и художественное чутье. А инструмент выдерживает всего 20—30 ударов, потом его нужно реставрировать или делать новый. Словом, вещь весьма ценная и практически раритетная.
       
       На Санкт-Петербургском Монетном дворе объединения «Гознак» работает главный художник этого предприятия Александр Васильевич Бакланов. Таких, как он, — у нас единицы. И дело даже не в том, что он заслуженный художник России и автор дизайна большинства памятных монет, медалей и наград России последнего периода, — его художественная специализация сама по себе уникальна.
       
       — Профессии художник-медальер у нас нигде не учат, — поделился мастер, — ни в стране, ни в Петербурге. А медальер должен уметь делать все — от графического дизайна до скульптуры. Уметь создавать рельеф, понимая, что такое графика, что такое фирменный знак, придумывать образ и точно изображать его в металле. Кроме того, разбираться в элементах геральдики (символики) и еще в технологии изготовления. То есть медальер должен еще быть наполовину технологом. Так вот, весь этот комплекс знаний ни одна российская высшая художественная школа, к сожалению, не дает.
       — Откуда же берутся специалисты для Монетного двора?
       — Художников я нахожу сам, из разных учебных заведений — из Академии художеств, из Мухинского училища и даже из Театральной академии. Все это люди с высшим образованием, способные и к лепке, и рисованию, и проектированию, и изготовлению инструмента. Кроме того, с особым психологическим складом (уживчивые и настойчивые), ведь у нас труд коллективный и очень интенсивный.
       — И сколько нашлось таких способных?
       — Сейчас у нас шесть художников. Но это, я считаю, большая удача.
       Если даже мы в год по одному человеку будем находить, через несколько лет у нас наберется большая команда. Некоторые боятся собирать вокруг себя талантливых людей, а я, наоборот, считаю, что с серостью работать бессмысленно. У своих ребят я учусь, так же как и они у меня. Мы все друзья и друг другу помогаем.
       — До революции тоже такой школы не было?
       — Была. До революции здесь работали медальеры-академики, специалисты высшей квалификации. Постепенно все это сошло на нет. Сейчас, например, остались всего два уникальных мастера-гравера, которые владеют всем арсеналом граверных тайн и навыков. Это братья Камшиловы. Лев Сергеевич и Игорь Сергеевич. Работают на «Монетке» больше 50 лет. Игорь Сергеевич сейчас руководит группой по подготовке граверов. У него три ученика. Это замечательно.
       — А сами вы где учились?
       — Вот пришел работать на Монетный двор 23 года назад и стал учиться. Я по образованию живописец и в Союзе художников состою в секции живописи, но картины пишу редко, времени не остается. Иногда меня спрашивают: «Зачем тебе это? Картины писать проще и интереснее». А я считаю, что любую работу можно сделать интересной. Вот, например, приходит заказ на какую-нибудь историческую серию медалей — значит, необходимо сделать так, чтобы и тебе было интересно, и тому, кто потом будет смотреть.
       — Поделитесь секретами: как вы этого добиваетесь?
       — Существует методика, отработанная годами. Получил тему, собрал материал (есть море различных библиотек, музеев, институтов), просмотрел аналоги. Потом думаешь и выдаешь идею. То, над чем мы работаем, — произведение искусства. Монета – символ государства, символ времени. Медаль, впрочем, тоже. Если вдуматься, ответственность колоссальная, дело государственной важности, а сроки на его осуществление — когда месяцы, а когда и день.
       — Как за один день можно обежать библиотеки и придумать идею?
       — Для экстренных случаев у нас имеется своя картотека. Это еще не самое сложное. Дело в том, что наши эскизы утверждают 4—5 инстанций. Естественно, иногда бывают нестыковки. Но наша задача как раз в том и состоит, чтобы все эти подводные камни обойти и сделать красивую, качественную вещь.
       Долгое время вообще считали, что на монете должны быть только портрет и надпись, больше ничего. Какую-нибудь новинку пробуешь — спрашивают: а зачем это надо? Когда я только начинал здесь работать, нам практически все эскизы и задания спускали из Москвы, а мы их просто воплощали. Теперь время другое, больше свободы, в нашем деле – тоже.
       Если честно, рамки, ограничивающие фантазию в разумных пределах, не мешают развиваться искусству. Стравинский, например, всегда «выстраивал» для себя как можно больше ограничений, выявлял поле, где он имел полную свободу. Для него это было удобно. Так же и у нас. Чем больше ограничений, тем больше свободы в определенных рамках. И ничего страшного в этом нет. По крайней мере, это заставляет художника быть находчивым, изобретательным и жизнестойким.
       Сегодня для меня главное — сохранить традиции медальерного искусства. Поэтому год как веду курс художников-медальеров в Институте имени Герцена. Вот когда мои ученики уже полностью оперятся, можно будет вздохнуть с облегчением. Ведь в мире сегодня всего две страны, где традиции медальерных школ сохранились, — Франция и Италия. Я уверен, что мы обязательно возродим славу школы российских медальеров.
       
       P.S.
       На Монетном дворе в Петербурге имеется уникальный нумизматический музей, который был создан при Екатерине II. Коллекция музея — от наград суворовских походов, монет и медалей конца XVIII века до монет и медалей современности.
       
       Здесь же, рядом с «Монеткой», на территории Петропавловской крепости работает нумизматический магазин-салон.
       
       Главный художник Петербургского Монетного двора Александр Бакланов — автор дизайна звезды и знаков ордена «За заслуги перед Отечеством», медалей А.В. Суворова, А.С. Пушкина, «300 лет Российского Флота», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне».
       
       Трехкилограммовая серебряная монета «275 лет Санкт-Петербургскому Монетному двору» достоинством 200 рублей, выпущенная тиражом 150 экземпляров, ушла с молотка за десятки тысяч марок
       
       Четырежды в последние 12 лет монеты, отчеканенные на Петербургском Монетном дворе, получали высшие призы на международных нумизматических салонах.
       «Лучшей палладиевой монетой мира» 1990 года признана монета «500 лет Русского государства». Автор — художник Александр Бакланов.
       «Лучшей исторической монетой мира» 1991 года признана монета «30 лет полета первого Человека в космос». Автор – художник Александр Бакланов.
       «Лучшей исторической монетой мира» 1992 года признана монета «Суверенитет, демократия, возрождение». Автор – художник Александр Бакланов.
       Приз издательства World Coin News (США) «За лучшую серебряную монету» 1998 года (100 рублей, 1996 года выпуска) присужден монете из серии «Русский балет» («Щелкунчик»). Автор – художник Александр Бакланов.
       
       Недавно Центробанк выпустил в обращение серию золотых и серебряных монет из серии «Чемпионат мира по футболу 2002 года». Автор дизайна – художник Александр Бакланов.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera