СюжетыОбщество

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЕОДАЛИЗМА

Этот материал вышел в номере № 46 от 01 Июля 2002 г.
Читать
Как связаны процессы Холодова и Буданова с олигархическим будущим страны Последние две недели оказались богатыми на судебные решения, привлекшие внимание общественности. Государственный обвинитель предложил оправдать полковника Юрия...

Как связаны процессы Холодова и Буданова с олигархическим будущим страны

П

оследние две недели оказались богатыми на судебные решения, привлекшие внимание общественности.

Государственный обвинитель предложил оправдать полковника Юрия Буданова за отсутствием состава преступления. Московский окружной военный суд отпустил подсудимых по делу Холодова. Мещанский межрайонный суд дал шесть с половиной лет условно бывшему главе КрАЗа Анатолию Быкову.

Не ко всем судьи были столь милосердны: суд вынес заочный приговор бывшему генералу КГБ Калугину, оставил в силе приговор военному журналисту Григорию Пасько и признал майора ФСБ Александра Литвиненко виновным в превышении должностных полномочий

А еще случилась парочка судов, не замеченных широким кругом общественности.

По решению районного суда компания «Илим Палп» потеряла 36% акций Котласского ЦБК, а по решению другого суда, арестовавшего контрольный пакет акций Оленегорского ГОКа, владелец ГОКа компания «Северсталь» не попала в совет директоров ГОКа на акционерном собрании.

Какая связь между Оленегорским ГОКом и Григорием Пасько? — удивитесь вы. Связь есть. О связи – чуть потом.

Странные судебные процессы случаются везде и во всех странах. И каждый отдельный случай может казаться справедливым.

Я, например, не в восторге от личности генерала Калугина, который в своей пресловутой книжке «Прощай, Лубянка» очень хорошо объяснил, почему он перешел на сторону демократов. Товарища генерала карьерно обидели. Товарищ, так сказать, находился в состоянии аффекта. Как полковник Буданов. Мне только непонятно, почему прокурор, столь серьезно отнесшийся к книжке Калугина, сделанное Будановым вообще не считает преступлением. В конце концов, Калугин никого не убивал и не насиловал.

Я также допускаю, что судья Сердюков искренне усомнился в вине сотрудников 45-го полка ВДВ, обвиненных в убийстве Холодова. Вот только другой суд – Наро-Фоминский гарнизонный — при этом не усомнился в вине Александра Литвиненко.

В жизни всегда есть место случайности. На человека может случайно наехать машина, на него может случайно упасть сосулька, дома у него может случайно взорваться телевизор. Но если утром человека едва не сбили машиной, днем едва не раздавило упавшим с крыши кирпичом, а вечером у него дома случился пожар, то это уже вряд ли случайность.

Вот и все происходящее – это еще не открытая облава с автоматами, но уже не случайность. Это – статистика.

А теперь – об Оленегорском ГОКе и Котласском ЦБК.

Судебная система некоторыми своими математическими свойствами напоминает сферу. У сферы есть такое свойство: если выколоть из нее точку, то все остальное стянется в другую точку. Иначе говоря, когда вы прокалываете пузырь, у вас нет негерметичного пузыря. У вас нет ничего.

Точно так же и с судебной системой. Нельзя иметь суды, которые честно судят по вторникам и пятницам, когда речь идет о коммерческих спорах, и нечестно – по средам и четвергам, когда надо принимать политическое решение.

Девушка бывает либо девственница, либо нет. Суды бывают либо честные, либо нечестные. И суд, выслужившийся перед государством, то есть оправдавший Буданова и посадивший Пасько, непременно дальше с чувством исполненного гражданского долга пойдет подхарчиться в частный ресторанчик — удовлетворять жалобу какого-нибудь миноритарного акционера.

Как ни странно, последствия второго куда хуже последствий первого. Потому что мировым рынкам плевать на наших Будановых. Но им совершенно не плевать, когда компания вроде «Северстали», только-только намылившись разместить акции на международных рынках, вдруг лишается одного из своих главных поставщиков сырья.

И опять же, мировым рынкам плевать на акции «Северстали» или «Илим Палпа». Не купят российские бумаги, купят что-нибудь понадежнее: нигерийские, например, или эфиопские.

Демократия – это не цель, это инструмент. Почитать демократию так же смешно, как, допустим, почитать лопату или холодильник. Но почему-то получается так, что без нормальной демократии нет и нормальной экономики.

И еще одно маленькое замечание. Оно касается будущего России. Так не бывает, чтобы в стране не было справедливого суда. Если в стране нет справедливого суда, то приговоры начинают выноситься с помощью автоматных очередей. Так уже было в начале девяностых, когда бандитские пули летали, как воробьи по помойкам. Теперь преступные группировки играют в России вторую, если не третью скрипку. Теперь приговоры будут выносить олигархи.

Подобный строй называется феодализмом.

Поэтому, если государство думает, что цепочка громких приговоров укрепляет вертикаль власти, оно заблуждается. Приговоры эти способствуют одному -– уверенности предпринимателя, что помочь ему может только олигарх, и уверенности простого человека, что помочь ему может только бандит.

Любая несправедливость никогда не укрепляет ничего, кроме частных интересов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow