СюжетыОбщество

А ВЛАСТИ ЗАСЕДАЛИ

Этот материал вышел в номере № 46 от 01 Июля 2002 г.
Читать
Громады льда в горах соседней Карачаево-Черкесии растаяли, и вода устремилась по бурным речкам в ставропольские степи. Оказавшееся на их пути Кубанское водохранилище под Черкесском, уже давно основательно заиленное, быстро наполнилось....

Г

ромады льда в горах соседней Карачаево-Черкесии растаяли, и вода устремилась по бурным речкам в ставропольские степи. Оказавшееся на их пути Кубанское водохранилище под Черкесском, уже давно основательно заиленное, быстро наполнилось. Излишки уже начинало выплескивать за дамбу, грозя уничтожить ее, а затем и все, что расположено ниже по течению Кубани. Руководство гидротехнического сооружения вынуждено было открыть задвижки. Говорят, что при этом произошел некий технологический сбой и в Кубань устремилась слишком большая порция воды. Очевидцы рассказывают о лавине двухметровой высоты.

Первыми на Ставрополье удар стихии приняли на себя жители хутора Новокубанский. Произошло это глубокой ночью 21 июня. В первом часу главу Новодеревенской сельской администрации Людмилу Елфинову разбудил телефонный звонок сотрудника МЧС: вода в Кубани стремительно поднимается. Людмила Вячеславовна попросила мужа завести личный лимузин. Маршрут – на хутор Новокубанский, самое слабое место на территории ее сельсовета в дни паводков. И действительно: вышедшая из берегов Кубань уже подбиралась к его окраинам.

Женщина принялась стучать в калитки местных трактористов и водителей. За неимением средств оповещения (во многих дворах из-за долгов отключили даже радио) народ будили сигналами автотранспорта и собственным голосом. Поэтому Людмила Елфинова до сих пор разговаривает шепотом – порвала связки. С приходом техники и автобусов соседнего сельхозпредприятия «Междуреченское» началась эвакуация. С четырех до семи утра в безопасное место — на хутор Дегтяревский &127;— вывезли большинство из 160 жителей Новокубанского. Те, что оказались в роли Фомы неверующего, после этого вынуждены были лезть на крыши и надеяться только на спасение с воздуха.

— Когда мы уже днем совершили на пограничном вертолете облет затопленного Новокубанского, — говорит председатель Кочубеевской районной комиссии по чрезвычайным ситуациям Николай Гура, — на крышах увидели 35 человек. Среди них и отчаянную бабушку, которая ночью категорически отказалась оставить без пригляда свое хозяйство. При спасении ей пришлось пережить еще один стресс: лебедку заклинило, и вертолетчики не смогли поднять бабулю на борт. Так и долетела она до суши, сидя в кресле за бортом. Многим после эвакуации требовалась экстренная медпомощь. А она и от врачей отказалась.

По сведениям Гуры, чрезвычайную ситуацию в районе объявляют в часы, когда по Кубани идет свыше 700 кубометров воды в секунду. 21 июня по реке шло 1700 кубометров. А перед станицей Барсуковской, где Кубань сливается со своим притоком — Большим Зеленчуком, — по реке неслась сокрушающая все лавина — 3000 кубометров в секунду. Было это во второй половине дня — много часов спустя после завершения эвакуации из Новокубанского. Словом, власти уже доподлинно знали о масштабах грядущей беды. Но мер к спасению людей в селениях низовья Кубани, по сути дела, не приняли.

— Мы утром 21 числа уехали в город, потому что не подозревали о приближении паводка, — рассказывает жительница Барсуковской Вера Воробьева, проживающая теперь с семьей в палаточном городке за станичной околицей. — А когда вернулись, увидели потоп. А многие станичники в тот день спокойно отправились на работу. Почему власти нас не предупредили?

Возмущение пострадавших разделяют даже те, кто по долгу службы обязан был организовывать эвакуацию жителей селений, позаботиться о спасении их имущества. О масштабах головотяпства можно судить по такому факту: в день наводнения, 21 июня, краевое начальство вызвало на 15.00 глав администраций Кочубеевского района на совещание по проблемам энергоснабжения. Хотя район с ночи уже погружался под воду, отбой заседанию никто не дал. И ряд глав, по словам Людмилы Елфиновой, отправились за несколько десятков верст на посиделки в краевой центр. По возвращении с заседания они еще долго не могли попасть в родные муниципалитеты, потому что наткнулись на рухнувшие мосты и невиданные разливы рек.

Наводнение, которого, по оценкам специалистов, не наблюдалось на Ставрополье в последнее столетие, отступило. Унесенные мутными водами полсотни человеческих жизней — жесткий сигнал властям: техногенные катастрофы, о которых все чаще предупреждают ученые, — это не какое-то отдаленное будущее, а уже нынешняя суровая реальность. И к этой реальности пока по-настоящему никто не готов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow