Сюжеты

РЕАЛИСТЫ И КЛАССИКИ — В ОДНОЙ ШКОЛЕ

Этот материал вышел в № 46 от 01 Июля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Профильное обучение будет введено до 2005 года 28 июня в Министерстве образования прошло Всероссийское совещание по профильной школе и образовательному стандарту. Этот вопрос можно отнести к одному из фундаментальных в начавшейся по стране...


Профильное обучение будет введено до 2005 года
       
       28 июня в Министерстве образования прошло Всероссийское совещание по профильной школе и образовательному стандарту. Этот вопрос можно отнести к одному из фундаментальных в начавшейся по стране модернизации образования.
       Не секрет, что сегодня ученики старших классов вынуждены нести двойные нагрузки: осваивать сложную школьную программу и одновременно готовиться к поступлению в вузы, в каждом из которых – «свой устав». Естественно, что у многих родителей и учеников возникает вопрос: зачем в последних классах забивать голову тем, что точно не станет профилирующим предметом в будущем? Бесспорно, оканчивая школу, молодой человек должен иметь общекультурный кругозор по всем предметам, но акцент все-таки надо делать на том, что в будущем станет профессией.
       С другой стороны, в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников. Сегодня без нее поступить в интересующий вас вуз достаточно сложно. Тех, кому это удается, — единицы.
       По результатам социологических исследований, проведенных в 2002 году Центром социологических исследований Министерства образования РФ в 22 регионах страны, следует, что более 70% старшеклассников отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных дисциплин, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы специализироваться».
       Разумеется, есть и те, кто не хочет лишать себя возможности получить все возможное от школы. Здесь и возникает вопрос о сосуществовании профильных и универсальных классов в одном учебном заведении либо профильных и универсальных школ в одном городе. Вот почему разработчики данной концепции предлагают около 30% классов оставить в привычном для нас виде, где будут обучать детей фактически по сегодняшней школьной программе.
       Существует еще много спорных и нерешенных моментов. Кто будет выбирать профиль каждой отдельно взятой школы? По мнению разработчиков концепции профильной школы, решение должны принимать совместно учредитель (чаще всего это районные или городские власти) и сама школа.
       Уже сегодня есть примеры возникновения профильных школ. Например, московская школа № 179 в 70-е годы была ведущей математической школой Москвы. Однако в последние годы школа с трудом набирала учеников в первый класс. Недавно школа № 179 стала структурным подразделением Московского института открытого образования. Сейчас она восстанавливается как ведущая математическая школа. При этом, чтобы детям нематематического склада ума не пришлось менять учебное заведение, было принято решение сделать ее двухпрофильной. С учениками-гуманитариями из старших классов начали заниматься преподаватели журфака МГУ и ВГИКа, то есть началась гуманитарная профилизация школы.
       Необходимо отметить, что профильные школы не являются для России каким-то новшеством. Первая попытка их внедрения относится еще к 1864 году, когда соответствующий указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классической, целью которой была подготовка в университет, и реальной, которая готовила к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения.
       Что ж, будем надеяться, что нынешний эксперимент сделает жизнь школьников в каком-то смысле легче, насыщеннее и продуктивнее.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera