Сюжеты

КАЛЬЯНЫ, ВЕЕРА, ПОПУГАИ

Этот материал вышел в № 47 от 04 Июля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Баядерка», Мариинский театр. Советские вставки выглядят в балете гораздо архаичнее и мертвее, чем хореография Петипа Балет Людвига Минкуса – Мариуса Петипа реконструирован в версии 1900 года. Три года назад театр отдал дань моде на...


«Баядерка», Мариинский театр. Советские вставки выглядят в балете гораздо архаичнее и мертвее, чем хореография Петипа
       
       Балет Людвига Минкуса – Мариуса Петипа реконструирован в версии 1900 года. Три года назад театр отдал дань моде на аутентичность, возобновив оригинальную версию «Спящей красавицы». Но у «Баядерки» в этом театре — своя судьба. Старинная балетная драма с декорациями a la Gonzaga и трагическим концом, впервые поразившая воображение зрителей в Петербурге в 1877 году, затем в голодном 1919-м, потеряла пышный свадебный IV акт, где на головы Раджи и его дочери, погубивших баядерку, обрушивался гнев богов, превращая величественный дворец в груду развалин. С тех пор спектакль завершался картиной Царства Теней (с Тенью Никии во главе), а сюжет оказался оборван на полуслове.
       Авторы новой реконструкции:&127;балетмейстер Сергей Вихарев, дирижер Михаил Синькевич, художник Михаил Шишлянников. Основой для реставрации полной версии послужили записи из гарвардской коллекции бывшего режиссера Мариинского театра Николая Сергеева. Однако премьера, выпущенная в невероятной спешке, явно недоделанная, несла на себе следы нервозности во всем. Что удивительно: после предельной тщательности во всем, что сопутствовало подготовке «Спящей красавицы», и от «Баядерки» ждали того же.
       Для зрителей 1870-х годов это была энциклопедия Индии, далекой страны «за тремя морями»: торжественные шествия, охота на тигра знатных воинов в тропическом лесу, священные ритуалы... В основе либретто – знойная индусская драма страстей, готовый сюжет для немого кино с Верой Холодной или Рудольфо Валентино. Однако вся глубина смысла – в отвлеченных классических танцах.
       Долгое время считалось, что главная ценность «Баядерки» — два хореографических шедевра: соло Никии (знаменитый «танец со змеей») и бессюжетная картина «Тени». Все остальное воспринималось как архаика, чуждая советскому балету. Поэтому возобновители 1941 года Вахтанг Чабукиани и Владимир Пономарев с легкостью отказались от грандиозной фрески IV акта. В оставшиеся же три решили втиснуть побольше танца: в партию Никии, с их точки зрения обделенную хореографическим языком, в партию Солора, почти вовсе его лишенную. В то же время некоторые аффектированные пантомимные диалоги были потеряны безвозвратно. По сути, балет на две трети лишили его театральной магии.
       На нынешней премьере облик балета изменился радикально. С обновленными декорациями, с роскошными тяжелыми индийскими костюмами, отмеченными печатью восхищения полумифической восточной страной (и всеми этими расклешенными сари, длинными юбками, надетыми поверх цветных шальвар, лотосами в волосах и яркими шарфами на талиях танцовщиц), спектакль наполнился не только экзотикой, но чувственной жизнью, витальной энергией, цветами зелени, палящего солнца, пламени. Вернулась символика страсти.
       Вслед за костюмами воскресла наивная прелесть индийской бутафории: кальяны, опахала, веера, луки, стрелы, попугаи – все, что долгое время служило лишь блеклой декорацией, теперь заняло свои места в символике спектакля.
       Пространство стало компактным и сжатым, как плотно заставленный викторианский интерьер. «Баядерка» снова погрузилась в эпоху историзма.
       В результате романтическая интрига наложилась на фон из реальной, колоритной массы людей, которая олицетворяет собой все: среду обитания героев (разделенное на касты индийское государство), укоренившуюся ритуальность, пламенеющую чувственность. На этом фоне вариации Никии (Дарья Павленко) перестали одиноко торчать в ничем не заполненном пространстве. И сама она, полностью переодетая в изумительно красивый костюм — белая струящаяся юбка поверх сиреневых шальвар, белый расшитый платок, повязанный на бедрах, – выглядит теперь, как гостья на празднике, жрица музыки и танца, с виной (род индийской гитары) в руках, а не как изгой, выпущенный на арену для травли.
       Одна эта миниатюрная гитара в руках баядерки, как символ поэтической души, впервые появляющаяся в первой сцене свидания (Никия играет на ней, сидя в окне), многое меняет – и образ Никии, и даже смысл картины «Теней». Гитара, классический танец баядерок на празднике, контрастирующий с диким буйством индусской пляски, и белый цвет картины «Теней» воспринимаются как явления одного порядка.
       Прибавление IV акта в корне изменило сюжет. С финальным землетрясением и рушащимся дворцом в спектакль входит категория возмездия, Божьего суда. Массивная статуя Будды у входа в храм в I акте рифмуется с изображением Будды на заднике в апофеозе. Да и танцы Гамзатти, Солора и Тени Никии, восстановленные по старинной нотации, оказались интереснее и сложнее, чем те, что были в редакции Чабукиани.
       Возобновителям 2002 года удалось главное: восстановить хореографическую структуру спектакля Петипа и весь ход драматической интриги. Тем досаднее все-таки сохраненные в нем советские вставки: вариация Золотого Божка (Николай Зубковский), entree и coda Солора в «Тенях», его же вариация в последнем акте (Вахтанг Чабукиани). На общем фоне зрелища они теперь уже просто вопиют.
       Все это говорит о двух вещах: гарвардские записи «Баядерки», по всей очевидности, неполны, и авторы реконструкции иногда были вынуждены идти на компромисс. И артисты во всю эту архаику «не въезжают». Не верят в этот пышный экзотический маскарад; не понимают, что тут нужно изображать уже каких-то совсем других людей – медлительных, пышнотелых, сладострастных индусов.
       Компромиссность премьеры показала то, о чем еще тридцать лет назад писал историк балета Юрий Слонимский, оплакивая когда-то грандиозный спектакль: советские вставки выглядят в нем гораздо архаичнее и мертвее, чем хореография Петипа.
       И «Баядерка»-2002 лишний раз убедила в том, что модернизированные в советские годы редакции балетной классики исчерпали все свои содержательные ресурсы.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera