Сюжеты

«НА ФОНЕ ПУШКИНА СНИМАЕТСЯ СЕМЕЙСТВО…» ГОДУНОВЫХ

Этот материал вышел в № 48 от 08 Июля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

3 июля в Пушкинских Горах оперой «Борис Годунов» Большой театр России завершил свой 226-й сезон Об этом событии говорилось много. Причем, как и принято в наше меркантильное время, публику интересовал ответ на вопрос: сколько? На...


3 июля в Пушкинских Горах оперой «Борис Годунов» Большой театр России завершил свой 226-й сезон
       

  
       Об этом событии говорилось много. Причем, как и принято в наше меркантильное время, публику интересовал ответ на вопрос: сколько? На специальной пресс-конференции, которая проходила за несколько часов до начала спектакля, генеральный директор Российского государственного театрального агентства Давид Смелянский удовлетворил это любопытство, сообщив, что на подготовку и организацию всего мероприятия ушло около 14 миллионов рублей. Из них только 2,5 млн вложила администрация области. Также было очень подробно рассказано о том, кто, как и, главное, зачем предпринял эту уникальную постановку. К сожалению, за кадром осталось то почти броуновское движение, в которое были вовлечены сотни людей, чтобы потом из этой сутолоки создать действие, достойное называться театром...
       
       Пушкинские Горы. 3 июля. За 12 часов до трансляции
       Спектакль разыгрывался под стенами Святогорского монастыря, то есть буквально в 50 метрах от того места, где покоится прах Александра Сергеевича Пушкина. Премьера — у могилы… Кто-то скажет: нонсенс, кощунство, но Михаил Панджавидзе, режиссер Большого театра, один из тех, кто создавал «Царя Бориса» под открытым небом, убежден, что это не так.
       …Только что закончилась утренняя планерка. Вчера прошла генеральная репетиция в костюмах, и практически весь театральный люд, так или иначе занятый в спектакле, рано утром 3 июля собрался перед сценой, чтобы обсудить ошибки и недочеты первого прогона и… поздравить себя с премьерой. Несмотря на проливной дождь, первый спектакль состоялся и более того – ни один зритель не ушел с прогона. А это уже обнадеживало…
       И все-таки: что думают постановщики о моральном аспекте спектакля? По всей видимости, этот вопрос долго не давал покоя Михаилу Панджавидзе.
       — Артисты вообще странный народ, – рассуждает он. — Обратите внимание: когда хоронят человека из нашей среды, его провожают аплодисментами. На могиле не принято петь, но на могиле артиста (а Пушкин был поэтом, а значит, и… артистом!) это вполне уместно. Тем более когда звучит великая музыка, написанная на великую драматургию.
       Со своим коллегой полностью согласен режиссер адаптации оперы Сергей Свенцицкий. По его мнению, немалую роль в успехе представления играет удивительная энергетика Святогорского монастыря.
       — Вы можете не поверить, но что-то подобное мне довелось пережить, когда я побывал в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Причем, самое удивительное, у многих артистов труппы приблизительно такие же ощущения.
       
       Пушкинские Горы, 2 июля. За 30 минут до начала генеральной репетиции
       Обилие граждан в милицейской форме, пожарных и полуответственных рабочих сцены с радиотелефонами в руках – все это лишь усиливает ощущение того, что сейчас произойдет нечто.
       Боюсь показаться назойливым, но я еще раз напоминаю господам артистам, что прозвенел уже второй звонок.
       Этой реплики оказывается достаточно, чтобы весь людской поток двинулся к подиуму, за которым уже с комфортом расположился зритель. Позабыты чай и бутерброды, сам собой утих спор о том, «подставил ли Гергиев со своей постановкой «Годунова» в Выборге Большой театр или нет?».
       Стрельцы в красных кафтанах уже вооружились саблями. «Народ» — массовка, тщательно перемазанная гримом,— выстроился перед помостом.
       В самом Святогорском монастыре сгруппировалась театральная братия. Настоящие монахи уже сидят на специальном помосте слева от сцены, с любопытством наблюдая за приготовлениями, а декоративные только подпоясываются. На скамейке с томно подведенными для сцены глазками присели две черницы. Ах, девицы, вы так не похожи на настоящих!
       Камеры уже уставились на сцену черными глазницами. Единственный человек, который им мешает, — это милиционер, занявший позицию слева от сцены. У него огромная спина, которая закрывает весь вид ребятам из «REN ТV». Его приходится долго уговаривать, чтобы он открыл панораму.
       Появляется главный дирижер маэстро Ведерников.
       Горят огни рампы, прожектора подсвечивают стену Святогорского монастыря, над куполами которого несутся облака, предвещая скорый дождь (в течение вечера из-за него пришлось прерываться два раза!), шумит листва деревьев, за нею угадывается пушкинская могила. Раздается звон колоколов, Александр Александрович взмахивает палочкой. И… далее я умолкаю. Звучит музыка, которую нужно было слушать, а все происходящее — смотреть.
       

       Пушкинские Горы, Псковская область
    
       P.S. Автор выражает искреннюю благодарность старшему редактору пресс-службы Большого театра Павлу Токареву, пресс-центру постановки и лично г-ну Филимонову за организационную помощь в подготовке этого материала. А также Сергею Павловичу Ефимову, коренному жителю Пушкинских Гор, за гостеприимство и радушие.
       P.P.S. О самом спектакле читайте в следующем номере «Новой газеты».
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera