Сюжеты

ОПТОФОН И КАМУФЛЯЖ

Этот материал вышел в № 49 от 11 Июля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Это два самых знаменитых изобретения художника Владимира Баранова-Россине (1888—1944), выставка работ которого впервые открылась в Третьяковской галерее Как правильно следует писать (через «е» или «э») фамилию художника, придумавшего...


Это два самых знаменитых изобретения художника Владимира Баранова-Россине (1888—1944), выставка работ которого впервые открылась в Третьяковской галерее
       
       Как правильно следует писать (через «е» или «э») фамилию художника, придумавшего вторую ее часть то ли в память о знаменитом Росинанте (символе неизбежного движения вперед), то ли о стране, которую маэстро окончательно покинул в 1925 году, искусствоведы все еще спорят. Во всяком случае, написания на афише нынешней выставки Третьяковской галереи и в ее же каталоге отличаются.
       Жизнь Баранова-Россине сегодня воспринимается как одно большое приключение, хотя бы и с несчастливым концом. Он, скорее, замечательный персонаж своего времени, чем просто художник. Шулим-Вольф Баранов родился в селе Большая Липатиха в Таврической губернии. Одесское художественное училище он окончил в 1908-м со званием учителя рисования и черчения в средних учебных заведениях. Глядя на его холсты, буквально пропитанные почтением перед поисками французских импрессионистов, трудно представить, что вокруг их публичных показов разгорались настоящие скандалы. «Импрессионисты русские, выросшие на западных образцах, те, кто трепетал, глядя на Гогена, Ван Гога, Сезанна, — вот надежды русской обновленной живописи!» — восклицали участники выставки «Звено». А газеты отвечали злобными заголовками: «Профанация искусства», «В мире пятен», «В погоне за славой»...
       Недолгий отъезд на заработки в Норвегию совпал с первыми раздумьями над созданием цветомузыкальных композиций: опыты композитора Скрябина, включившего в партитуру своего «Прометея» так называемую «световую строку», в ту пору не давали покоя многим экспериментаторам. Вскоре Баранов-Россине сконструировал свой первый «оптофон» — цветозвуковое пианино. Кстати, художник не ограничивался попытками соединения музыки с цветом исключительно на плоскости холста: на парижском Салоне Независимых в 1914 году он выставил скульптуру «Симфония № 2», которой позавидовали бы многие сегодняшние концептуалисты. Как писал безымянный рецензент, это был «парадоксальный монтаж из цинка, покрытого пестрой и живой глазурью с желобами, служащими подставками для каких-то странного вида мельниц для размола перца, синих, бежевых или красных шайб, перемешанных с торчащими в разные стороны пружинами и стальными прутиками».
       В феврале 1917-го он вернулся на родину. Всего через два года автор огромных панно «365 революционных дней», «Нет выше звания, как звание солдата социалистической революции», «Марширующие красноармейцы» и «Красноармеец-барабанщик» изменил отношение к обстоятельствам новой жизни и предпринял попытку нелегально пробраться на юг Украины и в Крым в надежде впоследствии эмигрировать. По неизвестным причинам попытка бегства не удалась. Художник продолжил свои эксперименты в ожидании теперь уже законного выезда…
       За два года до отъезда из России Баранов-Россине уже устраивал светомузыкальные концерты — в театре Всеволода Мейерхольда и даже в Большом театре. Каждому звуку фрагментов произведений Шуберта, Вагнера, Грига и Рахманинова соответствовал свой цвет, проецируемый на экран. «Представьте себе, что каждое прикосновение к клавишам органа, — объяснял художник, — заставляет двигаться некоторое устройство то быстрее, то медленнее вместе с прозрачными фильтрами, через которые проходит пучок белого света, — и вы получите представление об аппарате... Простые цветные фильтры — оптические элементы, такие, как призмы, линзы или зеркала. Сложные фильтры включают элементы графики. И наконец, есть такие, которые проецируют цветовые фигуры определенных очертаний».
       В феврале 1925-го комитет по делам изобретений запатентовал «хромотрон» — «проекционное устройство для воспроизведения изменяющихся световых и цветовых впечатлений». По приезде во Францию художник получил патент на звукоцветовое пианино. Вообще мотив нераздельных и перетекающих одно в другое пространств и смыслов проходит через французские годы художника: недаром его в те годы так увлекала таинственная лента Мебиуса. Правда, особого коммерческого успеха эти занятия не принесли. Для содержания семьи с тремя детьми приходилось зарабатывать разными способами, вплоть до торговли недвижимостью.
       Даже тот, кто никогда не слышал имени художника, наверняка сталкивался с одним из его произведений: незадолго до Второй мировой войны Баранов-Россине первым создал рисунок пятнистого камуфляжа — увы, популярного и сегодня. С приходом гитлеровцев художник-изобретатель был арестован в Париже; в 1944 он погиб в Освенциме.
       
       Выставка открыта до 25 августа с.г. в Инженерном корпусе ГТГ (Лаврушинский переулок, 12).
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera