Сюжеты

МЕНЯЮ УРОЖАЙ НА ИНОМАРКИ

Этот материал вышел в № 50 от 15 Июля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев одной ногой уже в ВТО Последние денечки перед объявлением в Госдуме каникул на парламентском сленге называют «праздником лоббиста»: пакующим чемоданы депутатам уже недосуг вникать в...


Министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев одной ногой уже в ВТО
       
       Последние денечки перед объявлением в Госдуме каникул на парламентском сленге называют «праздником лоббиста»: пакующим чемоданы депутатам уже недосуг вникать в существо вносимых под занавес вопросов. Под эту лавочку даже очень сомнительные документы имеют шанс быть «проголосованными».
       Взять правительственные поправки к федеральному бюджету-2002, которые нижней палате парламента было предложено рассмотреть в самом конце минувшей сессии. В одной из этих поправок говорится о том, что правительство направит полтора миллиарда рублей из не использованных в прошлом году Минсельхозом бюджетных средств в уставный капитал предприятия с госпакетом акций ОАО «Росагролизинг».
       Это предприятие было создано в прошлом году по инициативе и при непосредственном учредительстве Министерства сельского хозяйства и продовольствия. В уставный капитал этой коммерческой организации, которая должна обеспечить систему лизинговых продаж сельхозтехники российским аграриям, было сразу же перечислено 5 миллиардов рублей. Что же сделано за этот год в плане развития сельхозтехнического лизинга и почему понадобилось так спешно пополнять уставный капитал ОАО «Росагролизинг», да еще за счет средств, почему-то не использованных Минсельхозом? Начать с того, что сельскохозяйственная отрасль у нас всегда испытывает дефицит средств.
       Сколько ни выдели бюджетных денег – все уйдет в землю. А после невиданного наводнения на юге страны уйдет еще и в воду. Но, оказывается, даже несмотря на катастрофическое положение с урожаем на Ставрополье и Кубани, у Минсельхоза навалом еще и лишних денег. Правда, на чем удалось сэкономить и почему излишки решено направить в «Росагролизинг», парламентариям так и не объяснили. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев при рассмотрении этих правительственных поправок почему-то не удостоил Госдуму своим присутствием. А жаль, потому что у иных депутатов возникло немало вопросов относительно лизинговых планов министра.
       Известно, что ситуация с тракторами и комбайнами в России хуже некуда. За последнюю пятилетку парк аграрной техники сократился более чем на половину. Если, к примеру, в Германии нагрузка на один трактор составляет 5 гектаров земли, то у нас — 145! Немудрено, что в иных регионах, как, например, в ярославском Пошехонье, минувшей весной пахали по старинке — на лошадях. Понятно, что закупка даже подержанной техники оказывается не под силу ни полуразвалившимся колхозам, ни так и не вставшим на ноги фермерам.
       Не работает и программа государственного кредитования села. Если в начале девяностых годов, на заре фермерского движения, крестьянину еще можно было оформить долгосрочную и почти беспроцентную ссуду на техническое вооружение, то при нынешнем руководстве Минсельхоза легкой жизни ждать не приходится ни аграриям, ни производителям техники для нужд села.
       Например, Волгоградский тракторный завод из-за отсутствия лизингового финансирования в 2001 году сократил производство на 47 процентов. Падение производства продолжается на бывшем флагмане отечественного сельскохозяйственного машиностроения — «Ростсельмаше». Не кончаются вынужденные перекуры и на «Уралмаше», особенно в тех цехах, где должна коваться техническая мощь российского села.
       Не лучше обстоят дела и на других машиностроительных предприятиях отрасли, производственные мощности большинства которых, по признанию самого же министра Гордеева, загружены лишь на десятую часть. А как же обещанные тем же Гордеевым лизинговые договоры между производителями техники и селянами?
       А никак. В самом Минсельхозе уже, похоже, и забыли про давешние инициативы по стимулированию отечественного сельхозпроизводства. Потому что в минувшем июне на выездной коллегии министерства в Барнауле Алексей Гордеев уже провозгласил совсем другой курс – на создание совместных предприятий своего ведомства с немецкой фирмой «Клаас», нидерландской «Нью Холланд» и американской «Джон Дир». Спору нет – техника этих иностранных компаний понадежнее ростовских «Нив» и «Донов», покруче пропашных минских «Беларусей», которых наши селяне никак не дождутся в рамках межправительственного договора в обмен на газ и нефть.
       Однако поднимут ли зарубежные тракторы российскую целину — большой вопрос. Если речь идет об организации отверточной сборки иностранных сельхозмашин в России, то не добьет ли окончательно такая конкуренция отечественные машиностроительные заводы?
       Если заботливо пестуемый Алексеем Гордеевым и пополняемый бюджетными деньгами «Росагролизинг» намереваются переориентировать с Волгоградского тракторного на новые СП, то какого производителя собирается поддерживать Минсельхоз? Понятно, что стоимость продукции совместных предприятий, как ни поверни, будет выше стоимости отечественной техники. Даже если СП получат налоговые, таможенные и другие льготы. За примером далеко ходить не надо.
       Взять предприятия по отверточной сборке автомобилей «КИА» и «БМВ» в Калининградской области или опыт таганрогских машиностроителей по сборке «ДЭУ». Собранные машины непременно оказывались в более высокой ценовой нише, чем «Жигули», и были доступны далеко не всем. Чего уж говорить об аграриях в российской глубинке, которые едва сводят концы с концами и которым вовек не потянуть даже лизинговые договоры о покупке иностранных тракторов и комбайнов?
       В тех российских регионах, что побогаче, пытаются закупать бывшую в употреблении импортную технику. Так, на полях Саратовской области в позапрошлую и прошлую уборочную трудились не первой свежести американские комбайны. Однако, по отзывам механизаторов, от этой техники больше было головной боли, чем пользы.
       Если распредвал отечественного агрегата при нужде можно заменить любой оглоблей, то запчасти для импортного комбайна раздобыть не так просто. В итоге многие из закупленных иномарок, едва пробороздив российские угодья, замерли на кромках полей.
       Не добавятся ли к этому металлолому немецкие и голландские тракторы и комбайны, которыми отечественных аграриев решил осчастливить министр Гордеев? Возможно, импортные сельскохозяйственные машины и поразят наших селян блеском хромированных деталей. Но разве что на выставках, где непременно будут говорить о первых шагах Минсельхоза на пути к вступлению в ВТО. А вот зарубежным производителям сельхозтехники впору представлять российского министра Гордеева к награде — за предоставленный рынок сбыта.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera