Сюжеты

ФУТУРИЗМ. РУ–РУ–РУ!

Этот материал вышел в № 50 от 15 Июля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Бренд «Mayakovsky» пришили к web-странице и к рекламе «benetton», к www и ВВП, к фитнесу и телепузикам В Москве проходит Первый фестиваль Маяковского. Бюджет двухнедельного фестиваля – всего 200 долларов. Вход на четыре выставки, три...


Бренд «Mayakovsky» пришили к web-странице и к рекламе «benetton», к www и ВВП, к фитнесу и телепузикам
       
       В Москве проходит Первый фестиваль Маяковского. Бюджет двухнедельного фестиваля – всего 200 долларов. Вход на четыре выставки, три поэтических вечера, два кинопоказа, «круглый стол», тьму перформансов и на один самый настоящий бал абсолютно бесплатный.
       Чтобы охватить все жанры творчества «человека-парохода», многомерный образ которого так органично примирял в себе литературу, кино, лубок, рекламу и эстраду, понадобились объединенные усилия «Футуризм.ру», Музея Маяковского, Академии графического дизайна, союза литераторов «Вавилон», Зверевского центра современного искусства, L-галереи, Liniagraphic, Музея кино, Государственного литературного музея и бескорыстная информационная поддержка двух влиятельных изданий. Независимый формат фестиваля позволил свести «музейное» наследие и концептуальное искусство в одних художественных координатах – в пространстве мифа «о самом знаменитом после Пушкина русском поэте».
       Открытие фестиваля Маяковского было заявлено на станции метро «с именем его жены» (по выражению поэта Д.Черного). Однако лаконичный перформанс (бег со свистками, машина художника Антона Литвина, из которой доносилась магнитофонная запись стихов, ритуальное поедание юбилейного торта) развернулся у ног памятника на Триумфальной площади. Памятник смотрел, как ошалевшие от воскресной жары редкие прохожие шарахались от участников акции, угощавших их от имени Маяковского конфетами в огромных красных кульках. Если манифестации Бурлюка и Ко вызывали у современников шок, то наш пофигизм не смутишь не то что конфетой – даже Олегом Куликом на поводке.
       На следующий день в Зверевском центре современного искусства диалог с классиком был продолжен «Шершавым языком»: открылась выставка современного плаката. Высказывания дизайнеров и концептуалистов на тему отношений плаката и рекламы отсылают к эстетике авангарда – «Окнам РОСТа», Лисицкому и Кандинскому, Родченко и фотоколлажам конструктивистов. Агитационные плакаты Маяковского видятся сегодняшним художникам бегством в «массовое искусство», в рекламу и PR, однако в их собственных работах нет пластических идей, которые можно было бы противопоставить конструктивистским традициям.
       В серии принтов «no brand» Я.Каждан и К.Перетрухина показывают нам лук, помидор, морковку, – а идея обретается только после прочтения аннотации: «Находясь в пространстве рекламы, мы делаем шаг в сторону свободы». Но не всякая реклама, освобожденная от коммерческой составляющей, становится искусством.
       К портрету самого Маяковского С. Литвинова пришила галстук из анаграмматического стиха. Казалось, графика оживет, и «в веках Владимир» повторит слова Маринетти: «Это не футуризм, это плюсквамперфект» – так в свое время посетивший Россию отец футуризма отреагировал на литературные эксперименты будетлян.
       Другой диалог с юбиляром получился на выставке в L-галерее «Маяковский продолжается». Авторы фотографий и инсталляций не эксплуатируют и не интерпретируют футуризм, не изобретают антитезис Маяковскому и не претендуют на синтез. Просто подают реплику – во весь голос.
       Саратовский художник Владимир Куприянов в фотосерии «Год Змеи» хронологически обосновывает мистические связи биографии Маяковского, трагических дат советской истории и «змеиного» года собственного рождения. Большую «кремлевскую» звезду воздвиг Максим Илюхин: эмблема эпохи становится ее надгробием.
       Но лучшие работы посвящены информационному полю города, экспериментировать с которым начал еще Маяковский. Еще в 1918 году он занялся граффити: с Бурлюком и Есениным разрисовывал стены Страстного монастыря революционными лозунгами («Коммуна – рай земного счастья для угнетенных!»).
       А в единственном номере «Газеты футуристов» (за тот же 1918-й) вторым пунктом «Декрета № 1 — о демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)» значится: «Во имя великой поступи равенства каждого перед культурой Свободное Слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан».
       Известный фотопроект Антона Литвина «Ты мне соблазн» посвящен самым важным Словам. Нанесенные художником на заборы, стены и помойки граффити – цитаты из Писания – со временем обрастают народными комментариями, которые фиксируются на фотопленку. Серия фотографий Георгия Первова «Лозунг» изучает зачеркивание смысла, «обратный» механизм табуирования.
       Выставлена и скандальная серия питерского художника Дмитрия Шубина, представляющая город на Неве как криминальную столицу. Шубин предлагает маршрут по следам смерти: в его наборе открыток «Петербург: избранные места» вместо приторных туристических видов запечатлены места громких заказных убийств.
       
       P.S. До пятницы продолжится поэтическая программа в Музее В.В. Маяковского на Лубянке (начало в 18.00); в понедельник и четверг там покажут фильмы (не всем Маяковский известен как сценарист и актер); во вторник в 17.00 в «Новом Манеже» приглашают обсудить проблемы «левого» искусства, а в среду в L-галерее открывается видеопрограмма. На закрытие фестиваля в пятницу обещан грандиозный футурбал в Зверевском центре современного искусства.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera