Сюжеты

РОДИНА НЕ ТРОГАЕТ, НО ЗАБОТИТСЯ

Этот материал вышел в № 50 от 15 Июля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Московский форум художественных инициатив: медитация на тему «Отечество» Отечество славлю, —которое ест... В.В.Маяковский. Римейк-2002 Больше других мне понравился текст художника Дмитрия Цветкова. «В детстве в Третьяковской галерее я...


Московский форум художественных инициатив: медитация на тему «Отечество»
       
                                          Отечество славлю, —которое ест...
                                                 
       В.В.Маяковский. Римейк-2002
       
       Больше других мне понравился текст художника Дмитрия Цветкова.
       «В детстве в Третьяковской галерее я видел удивительную картину художника Ефанова «На новой Родине». Смуглая девочка в красной пилотке стояла на поляне и, улыбаясь, прижимала к себе живого зайца. Позже я узнал, что картина эта была посвящена детям-испанцам, приехавшим в СССР во время испанской войны 1936 года. Девочка приобрела на светлой поляне свою новую Родину.
       Но вначале я был уверен, что Родину приобретает не девочка, а заяц. Что все солнечные полянки, изображенные на картине, предназначены именно для зайца; вот сейчас его отпускают в лес, где он соединится с другими зверями. Изображенного зайца переселяют к его друзьям в изображенный рай — на новую Родину».
       
       Повествования — обязательная часть каждого из проектов, отобранных куратором-искусствоведом Георгием Никичем для участия в VII Московском международном форуме художественных инициатив. Экспозиция открыта в «Новом Манеже» — самом официозном выставочном зале столицы — по соседству с Госдумой, в Георгиевском переулке.
       У входа под рельефным изображением Св. Георгия, «привычно» убивающего змия, красуется тряпичный опус маэстро Цветкова, который пожелал соединить «новые невиданные цветы и плоды на поле герба своей Родины. Сделать новый национальный гербарий — символ процветания и радости». Что ж, если можно без конца модернизировать прежний гимн, почему бы не поместить луковицу в самую середину государственного герба?..
       Здешние милиционеры привыкли к другой публике, так что людный вернисаж со множеством молодых жизнерадостных лиц стал для них испытанием. В ожидании очередного артсезона ежегодный форум собрал толпы зрителей, страждущих современного искусства. До апрельской «Арт-Москвы» далеко, а оргкомитет конкурирующего с ней «Арт-Манежа» на днях заявил вдруг, что допустит к участию исключительно живописцев. На форуме у Никича живописи почти нет: молодые художники стремятся, как им кажется, идти в ногу со временем, предпочитая традиционным искусствам видеопроекты, инсталляции и перформансы.
       Каждый год в один из последних дней куратор-инициатор объявляет тему следующего форума — кстати, единственного регулярного некоммерческого мероприятия на ниве современного искусства в столице. Если прийти в «Новый Манеж» в ближайшее воскресенье в четыре часа пополудни, можно услышать, как Никич огласит лейтмотив-2003. За год можно собраться с мыслями, отправиться в район Покровских ворот и, поднявшись по крутой винтовой лестнице в мастерскую искусствоведа в неприметном московском дворике, подать заявку.
       В этом году проектов было около восьмидесяти. Реализована половина.
       Нынешний девиз — «Родина/Отечество».
       «Постоянное опасение за «здоровье» гигантского организма не дает возможности ощутить полноценную торжественность звучания слова «отечество», привычно заменяя его общегеографическим «Россия», — сетует в «докладной записке» художник Геннадий Гущин. — Семьдесят лет обретаясь в дебрях аббревиатуры СССР, мы утратили естественность понимания слов: «отечество» как «отеческой чести» и «отчизны» как места «отчей жизни».
       Не все проекты трогают. Ну что с того, что Елена Ковылина планирует родить 160 детей от такого же числа существующих государств? Проделала бы она это прямо на вернисаже, куда ни шло. А так — одни разговоры да незамысловатая компьютерная графика. Зато интересно разглядывать обширный стенд артэстампов (почтовых марок воображаемых государств; есть такая любопытная отрасль современной печатной графики), обустроенный Натальей Ламановой и Александром Холоповым. Перфорация, штемпели, цена в загадочных единицах.
       А картинки, и особенно тексты, — на взгляд обывателя, несусветные. Вот, например. «Родина слышит, видит, чует, знает, думает о нас. Родина не трогает, но заботится» (это марки Николая Кращина).
       Многие авторы давно знакомы. Но (и это очень важно для организаторов!) немало экспонентов добралось в Москву из российской глубинки. Участие в столичной выставке для них не только вопрос престижа, но и своеобразная охранная грамота: не секрет, что вдалеке от центров художественной жизни нравы царят самые консервативные.
       Впрочем, сам Никич не преувеличивает значения этого последнего аккорда выставочного сезона. Говорит, что самым главным в названии форума для него является все-таки «инициатива».
       
       P.S. Выставка в «Новом Манеже» (Георгиевский переулок, 3/3) работает до 21 июля.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera