СюжетыОбщество

БЕЗЛОШАДНАЯ ЭКОНОМИКА, ИЛИ КТО СЪЕЛ РОСИНАНТА

Этот материал вышел в номере № 51 от 18 Июля 2002 г.
Читать
На просторах российской экономики могут остаться только вороватые олигархи и жуликоватые ларечники Шумиха вокруг малого бизнеса постепенно стихает. Дума принимает маловразумительные законы, непонятно кому облегчающие жизнь – то ли...

На просторах российской экономики могут остаться только вороватые олигархи и жуликоватые ларечники

Ш

умиха вокруг малого бизнеса постепенно стихает. Дума принимает маловразумительные законы, непонятно кому облегчающие жизнь – то ли очередным экономическим «героям нашего времени», то ли налоговикам. Вообще, вся эта история с назначением малого бизнеса «локомотивом экономического развития» больше всего напоминает историю разведения кроликов отцом Федором. С их помощью он хотел заработать капитал, необходимый для покупки свечного заводика. При этом героев обеих историй, «профессиональных экономистов» из правительства и отца Федора, объединяет не только экономическая наивность, но и чисто фольклорные представления о бизнесе. Соответственно, и финал возни с малым бизнесом будет аналогичен финалу истории с кроликами – инициаторы кампании вернутся читать обществу проповеди о «правильной экономической деятельности» и мечтать найти еще какой «надежный» способ разбогатеть.

Идея запрячь кого-нибудь в экономическую телегу общества постоянно витает во властных коридорах. Лет пять, по меньшей мере, в телегу пытались впрячь олигархов. Пока не поняли, что они не относятся к разряду тягловых животных. Точнее, умеют тянуть только на себя.

Потом правительство захватила идея финансово-промышленных групп, в состав которых входили бы банки, промышленные и торговые предприятия. В воображении правительственных чиновников троица в составе банкира, промышленника и купца выглядела аналогом «трех богатырей» Васнецова.

Однако оказалось, что финансовый, промышленный и торговый капитал выглядят несколько иначе – больше похожи на лебедя, рака и щуку. В результате российскую экономическую телегу стали тащить не в три, а в триста тридцать три стороны. По числу допущенных к ней финансово-промышленных групп.

К счастью, процесс запрягания закончился, едва успев начаться, поэтому совсем разломать телегу «богатыри» не успели – только облегчили груз. Ну там прихватили, что плохо лежало. Чтобы не потерялось. Так что малым кролиководством правительство, похоже, занялось только для того, чтобы создать видимость бурной озабоченности. Вроде известного по советскому анекдоту «стуканья по рельсам» – имитации движения поезда в светлое будущее.

Думаю, что смогу предложить правительству реального кандидата на роль тягловой силы телеги российской экономики. Причем удовлетворяющего требованиям именно нашего правительства. А не какого-нибудь португальского или корейского. Ведь какие у нашей власти главные требования к бурлаку? Чтобы хорошо работал и ничего не просил. А не как тот же крупный бизнес – много просит и мало делает.

Сегодня в стране уже имеется идеальный для нашего правительства бизнес – средний. Власть его не замечает, потому что о среднем бизнесе как кандидате на роль росинанта экономического развития у нас не говорят. Скорее всего, потому, что он в отличие от крупного бизнеса мало светится – в большей степени озабочен своим делом, чем раздачей интервью по всякому поводу и без оного. А в отличие от мелкого бизнеса, о который все спотыкаются на каждом шагу, деятельность среднего бизнеса малозаметна – протекает за заводскими заборами и стенами офисов. В итоге он вроде бы есть, но в то же время и почти невидим.

При этом нормальный средний бизнес сегодня является самым эффективным сектором в структуре нашей экономики. Во-первых, потому, что управляется людьми, которые «сделали себя сами».

Во-вторых, это маневренный бизнес. Крупный решает проблемы в основном своим весом – давя тех, кто оказался у него на пути. Но из-за своего веса крупный бизнес неповоротлив и, соответственно, не очень эффективен. Средний бизнес в силу своей меньшей забюрократизированности высокоманеврен и, соответственно, в современных условиях гораздо более эффективен.

В сравнении с олигархами нормальный средний бизнес имеет еще одно, причем стратегическое, преимущество. У олигархического бизнеса исключительно сырьевая направленность. То есть интеллектуалоемкость продукта, производимого этими «капитанами российской экономики», близка к нулю. Соответственно, олигархи очень смутно представляют, как эту самую интеллектуальную стоимость создавать. Тогда как всю последнюю четверть ХХ века именно опережающий рост интеллектуалоемкости продукции был определяющим для экономического развития.

Я неслучайно употребляю термин «нормальный средний бизнес». Его не надо путать с «номенклатурным средним бизнесом», процветающим в парниках, которые ему устраивают владельцы-чиновники. Номенклатурный бизнес – пустоцвет российской экономики, который в естественных рыночных условиях не проживет и квартала.

В принципе наш нормальный средний бизнес является как раз тем субъектом экономики, вокруг которого рано или поздно возникнет нормальная социально ориентированная рыночная экономика. Так как только в нем появляются кадры, способные благодаря своим знаниям и приобретенному опыту решить эту задачу.

Вот и получается, что только нормальный средний бизнес, производящий продукцию с высоким уровнем интеллектуалоемкости, способен создать эффективную экономику для страны. И вопрос заключается только в одном: рано это случится или поздно? Судя по тому, что сегодня происходит в российской экономике, это если и произойдет, то скорее поздно.

Первое, что отодвинет этот срок, – предстоящее вступление в ВТО. И даже не потому, что вступление в эту почтенную организацию осуществляется вслепую. В отличие от мелкого, средний бизнес к налоговому бремени чувствителен. Так как он конкурирует с импортом. При этом официальные налоги представляют собой только верхушку айсберга – две трети бремени составляют не налоги, а дань, которую средний бизнес выплачивает облепившим и его в том числе криминально-бюрократическим паразитам. Поэтому нынешние высокие пошлины на импорт несколько уравнивают конкурентные условия нашего среднего бизнеса с иностранным.

Так как ликвидировать подводную часть айсберга ни одна планируемая правительством реформа не намеревается, то уменьшение после вступления в ВТО импортных пошлин резко ухудшит условия работы в первую очередь нормального среднего бизнеса – поставит его на грань положительной рентабельности. А это значит, что единственный реальный двигатель будущего экономического развития, который у нас появился вопреки всем потугам реформаторов, после вступления в ВТО лишится возможности хоть какого-то развития.

Однако главную угрозу существованию среднего бизнеса как класса представляют все-таки олигархи. Они не особо скрывают, что хотят загнать весь средний бизнес под крышу олигархического сообщества. Но отнюдь не для защиты или патронажа – на самом деле олигархи хотят решить лишь проблему своего выживания. В нормальной рыночной экономике им предстоит вымереть, как динозаврам. И угрозу для них представляет как раз нормальный средний бизнес, из которого со временем вырастет нормальный крупный конкурент нынешнего олигархического. Поэтому только контроль над средним бизнесом даст олигархам реальный шанс на выживание.

По оценкам самих белодомовских чиновников, сегодня в России происходит порядка десяти тысяч заказных банкротств. То есть внешне легальных захватов предприятий. Понятно, что объектами этого экономического сафари являются не ларьки, а именно предприятия среднего бизнеса. Также ясно, что за этими захватами стоят как раз олигархические группы. И потому, что это единственное, что они умеют делать, и потому, что только им по зубам такие масштабы передела собственности.

Разумеется, олигархи называют этот судебный бандитизм «диверсификацией бизнеса». Хотя на самом деле это естественный для них способ существования и выживания. При этом надежды наблюдающей за охотой власти на то, что сафари закончится появлением нескольких десятков многопрофильных холдингов, которые наподобие ломовых лошадей потащат за собой всю экономику, эфемерны. Точнее, несколько десятков холдингов появится, но только никого они никуда не потянут. Их сердцевины, нынешние олигархические группы, умеют тянуть только себя, родимых. И только в нужном себе направлении.

Имеется еще одна причина сомневаться в том, что, поработив средний бизнес, олигархические холдинги смогут организовать ускоренное экономическое развитие. Дело в том, что они уже сегодня выглядят плохими копиями советских министерств и ведомств, которых в СССР было больше сотни. И в состав которых входили все без исключения предприятия страны. То же самое произойдет и после окончания олигархической охоты. Только возникшие по ее итогам «промпарки советского периода» будут на порядок менее эффективны своих аналогов – советских министерств.

Это ведь будет в чистом виде крепостная форма бизнеса, в котором олигархи будут играть роль барина, а средний бизнес – холопов. Тогда как современные западные холдинги строятся по модели гибкого взаимодействия максимально свободных компаний, при которой головная контора определяет только вопросы стратегии, а в остальном пользуется правами рядового акционера. Соответственно, не лезет в оперативное управление предприятием.

Пока все идет к тому, что в результате вступления в ВТО и завершения олигархической охоты независимый средний бизнес будет уничтожен. А с ним будет уничтожен и единственный шанс на нормальное экономическое развитие. Соответственно, на просторах страны останутся существовать только две уродливые разновидности субъектов российской экономики – вороватые олигархи и жуликоватые ларечники.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow