Сюжеты

ТРИЛЛЕРЫ ГРУППЫ «А»

Этот материал вышел в № 51 от 18 Июля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Александр Скоробогатов. Земля безводная. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. Елена Съянова. Плачь, Маргарита. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. В серии «Оригинал» («Литература категории А», составитель — Борис Кузьминский) вышла двенадцатая по счету книга....


       
       Александр Скоробогатов. Земля безводная. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
       Елена Съянова. Плачь, Маргарита. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
       
       В серии «Оригинал» («Литература категории А», составитель — Борис Кузьминский) вышла двенадцатая по счету книга. Дюжина книг менее чем за год – свидетельство определенной устойчивости и востребованности серии. И это при том, что ставка сделана на интеллектуальную прозу. Сама по себе установка весьма благородная… Но возможно ли это в современных российских условиях?
       Или у каждого времени – своя интеллектуальная литература? И нам сейчас не стоит рассчитывать на нечто большее, чем то, что мы имеем?
       «Земля безводная» – триллер, самый настоящий, бессмысленно-кровавый и своим стремлением быть психологическим навевающий страшную тоску. Трогательной хандры, от которой страдает главный герой (недавний житель Бельгии русского происхождения, вновь оказавшийся в Москве), отлитой в вялые монологи, явно недостаточно для скачка от описания череды убийств и «подонства, которое безгранично», к серьезной прозе. Хватает ее только на то, чтобы разбавить обычный объем кровавого месива до такой концентрации, чтобы прослыть «оригиналом».
       А поскольку граница эта в данном случае представляется условной, издатели старательно облагораживают произведение, цитируя Псалтирь.
       Без лишних претензий следует воспринимать и психологический роман «Плачь, Маргарита» о частной жизни тесного кружка лидеров стремительно продвигающейся к власти немецкой нацистской партии. Для чего нужно намекать в аннотации на некие «парадоксальные параллели с ситуацией в России начала XXI века»? Политика и призраки будущих катастроф присутствуют именно в качестве призраков. Так что кажется: подставь вместо имен Гитлера, Гесса, Геббельса, Лея другие имена – и ничего не изменится.
       Божественный фюрер готов застрелиться вслед за возлюбленной, его соратники хоронят жен и детей, плачут, хранят верность и предают. И все это без малейшей авторской оценки.
       В книге нет «сильных философских идей», какими Э.Т.А. Гофман призывал одушевлять сказки (включая самые страшные). Есть чуть суховатое изложение тщательно проверенных в архивах фактов.
       Однако тема так остра, малоизвестна и притягательна, что добротная метадокументалистика тоже читается как триллер.
       Литература, как известно, точно отражает состояние и интересы общества. И если оно наконец становится восприимчиво к многообразию во всех его проявлениях, в том числе и в литературе, это можно лишь приветствовать. Со временем кто-то из сегодняшних «оригиналов» может превратиться в «классиков». Но это будет уже другая серия.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera