Сюжеты

ТРИЛЛЕРЫ ГРУППЫ «А»

Этот материал вышел в № 51 от 18 Июля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«Новые русские сказки» (галерея С.АРТ) У современников Ломоносова был Суворов, сверстники Пушкина восхищались Петром I. У нас национальный герой объявлен в розыск, но пока не сыскался. То ли время еще не сложилось в эпоху, то ли мы просто...


«Новые русские сказки» (галерея С.АРТ)
       
       У современников Ломоносова был Суворов, сверстники Пушкина восхищались Петром I. У нас национальный герой объявлен в розыск, но пока не сыскался. То ли время еще не сложилось в эпоху, то ли мы просто устали от пестроты знамен...
       Но сон разума рождает чудовищ – пусть маломерных, фарсовых.
       В галерее С.АРТ устроили выставку под названием «Новые русские сказки». Экспонент Александр Савко, используя стиль хрестоматийных иллюстраций Ивана Билибина, сделал героем нового русского. В сказочный быт (избушка, хоромы, дремучий лес) внесены такие характерные детали, как джип-внедорожник, «мобила» и полуголые девицы. Персонажи под кистью маэстро пережили столько, что превратились из Иванушки-дурачка в спецназовца, который ловит за хвост жар-птицу, из батюшки-царя — в батьку-пахана, который принимает хлеб-соль от братанов, и из Ивана-царевича — в «киберцаревича», робота из японских мультиков, каким-то макаром оказавшегося в русской бане.
       Все это имеет под собой четко разработанную теоретическую базу. «Старые сказки сегодня не трогают даже младенцев» — гласит аннотация к выставке. Анекдоты о новых русских уподоблены былинам переформатированного Отечества. Билибин же… Если помните, солженицынский Иван Денисович после освобождения из лагеря мечтал «мазать» ковры с царевичами по трафареткам (и горестно дивился письмам жены о том, насколько хлебным промыслом оказались эти «ковры по трафареткам» и как быстро они отбили нищую послевоенную деревню от сева и пахоты: все мажут и несут на станционный базар).
       Вот примерно такой трафареткой стали прориси Билибина.
       Это было бы анекдотом, как мобильные телефоны из гжельского фаянса в арбатском магазинчике «Новые русские подарки», если б не было симптомом стойкого страха перед «старыми сказками» культуры и внутренней невозможности создать нового героя. Это было бы лубком… Но мы помним, что во времена Петра Великого народный лубок быстро и радостно запестрел пушками и ботфортами, а народная авантюрная повесть получила такой, к примеру, гордый зачин: «В Российских Европиях жил да был матрос Василий…».
       Если же вглядываться в лица обновленных сказочных персонажей… Соотечественники! Страшно… Неужели мы видим такими самих себя?
       «Новые русские сказки»-2002 очень ясно показывают: до «Российских Европий» нам еще плыть и плыть. Притом в тумане.
       Новый же национальный герой… Да нет, он наверняка есть где-то.
       Просто ведет себя подобно старому: пока не слез с печи.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera