Сюжеты

ТРИЛЛЕРЫ ГРУППЫ «А»

Этот материал вышел в № 51 от 18 Июля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Новые русские сказки» (галерея С.АРТ) У современников Ломоносова был Суворов, сверстники Пушкина восхищались Петром I. У нас национальный герой объявлен в розыск, но пока не сыскался. То ли время еще не сложилось в эпоху, то ли мы просто...


«Новые русские сказки» (галерея С.АРТ)
       
       У современников Ломоносова был Суворов, сверстники Пушкина восхищались Петром I. У нас национальный герой объявлен в розыск, но пока не сыскался. То ли время еще не сложилось в эпоху, то ли мы просто устали от пестроты знамен...
       Но сон разума рождает чудовищ – пусть маломерных, фарсовых.
       В галерее С.АРТ устроили выставку под названием «Новые русские сказки». Экспонент Александр Савко, используя стиль хрестоматийных иллюстраций Ивана Билибина, сделал героем нового русского. В сказочный быт (избушка, хоромы, дремучий лес) внесены такие характерные детали, как джип-внедорожник, «мобила» и полуголые девицы. Персонажи под кистью маэстро пережили столько, что превратились из Иванушки-дурачка в спецназовца, который ловит за хвост жар-птицу, из батюшки-царя — в батьку-пахана, который принимает хлеб-соль от братанов, и из Ивана-царевича — в «киберцаревича», робота из японских мультиков, каким-то макаром оказавшегося в русской бане.
       Все это имеет под собой четко разработанную теоретическую базу. «Старые сказки сегодня не трогают даже младенцев» — гласит аннотация к выставке. Анекдоты о новых русских уподоблены былинам переформатированного Отечества. Билибин же… Если помните, солженицынский Иван Денисович после освобождения из лагеря мечтал «мазать» ковры с царевичами по трафареткам (и горестно дивился письмам жены о том, насколько хлебным промыслом оказались эти «ковры по трафареткам» и как быстро они отбили нищую послевоенную деревню от сева и пахоты: все мажут и несут на станционный базар).
       Вот примерно такой трафареткой стали прориси Билибина.
       Это было бы анекдотом, как мобильные телефоны из гжельского фаянса в арбатском магазинчике «Новые русские подарки», если б не было симптомом стойкого страха перед «старыми сказками» культуры и внутренней невозможности создать нового героя. Это было бы лубком… Но мы помним, что во времена Петра Великого народный лубок быстро и радостно запестрел пушками и ботфортами, а народная авантюрная повесть получила такой, к примеру, гордый зачин: «В Российских Европиях жил да был матрос Василий…».
       Если же вглядываться в лица обновленных сказочных персонажей… Соотечественники! Страшно… Неужели мы видим такими самих себя?
       «Новые русские сказки»-2002 очень ясно показывают: до «Российских Европий» нам еще плыть и плыть. Притом в тумане.
       Новый же национальный герой… Да нет, он наверняка есть где-то.
       Просто ведет себя подобно старому: пока не слез с печи.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera