Сюжеты

МОТОЦИКЛЫ «ИЖ» И ИЖЕ С НИМИ

Этот материал вышел в № 52 от 22 Июля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Мотоциклы «Иж» хороши в гонке за лидером — преступной группировки Известно, что с треском промчавшийся по ночному городу мотоцикл способен разбудить 10 тысяч человек. Тут вот он как раз промчался и разбудил 9999. А я и так не спал, все...


Мотоциклы «Иж» хороши в гонке за лидером — преступной группировки
       
       Известно, что с треском промчавшийся по ночному городу мотоцикл способен разбудить 10 тысяч человек. Тут вот он как раз промчался и разбудил 9999. А я и так не спал, все ворочался на гостиничной койке, хотя днем на «Ижмаше» мне сказали: «Можете спать спокойно, дела в отечественном мотоциклостроении налаживаются!»
       Ишь, машина!
       Уснешь тут, когда такой соблазн! Не каждый день видишь подобное объявление: «Продаю мотоцикл «Иж-49» 1956 года выпуска, с документами, на ходу, за 300 долларов».
       Представил, какая радость возникла бы в семье, когда я прикатил бы домой на этом самоходном мотоцикле. И рассказывал бы всем, что на нем еще Савранский в «Покровских воротах» гонял.
       Однако есть сомнения. Почему я должен легкомысленно хвататься именно за этот «Иж», когда за 73 года «Ижмаш» наклепал их свыше 11 миллионов? Надо просто почаще читать объявления. Где, например, те 12 мотоциклов «Иж-7», которые завод смастерил в 1933 году? У них, правда, не было багажника и барахлила система зажигания, но с учетом этих недостатков можно будет поторговаться.
       Неплохо можно будет сбить цену и за «Иж-1» 1929 года выпуска. Торгуясь, следует авторитетно ссылаться на наркома тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе, который в беседе с конструктором Можаровым на Красной площади заметил, что мотоцикл, конечно, хорош, разгоняется аж до 65 километров в час, но слишком тяжел. Действительно, весу в нем – 300 килограммов, и, если вы, к примеру, живете на пятом этаже без лифта, затащить его на балкон будет трудновато.
       Экземпляр бронзового «Иж-1» с обмотанной синей изолентой ручкой газа можно увидеть в музее «Ижмаша». 24 лошадиные силы, двигатель двухцилиндровый, четырехтактный. Вопрос: «Не продается ли?» – бестактный
       
       Мотогонки по вертикальной цене
       И какой же турок не любит быстрой езды на ижевском мотоцикле? Слабость к «Иж-Юпитеру» и «Иж-Планете» нынче питают также монголы, иранцы, египтяне и жители некоторых стран Южной и Центральной Америки. Люди небольшого достатка выбирают «Иж» как сравнительно дешевый и надежный. Покупая его без коляски, сами приделывают боковой прицеп и возят полезные грузы, используя мотоцикл как лошадку. Ах, если бы ижевские конструкторы позаботились о том, чтобы «Иж» еще и навоз давал!
       Едва ли не 90 процентов производимых в Ижевске мотоциклов сейчас идет на экспорт. А жителям России, как выяснилось в последнее десятилетие, осталось только гордиться тем, что наши спортсмены завоевывали на «Ижах» медали чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр, а также вспоминать о мотоклубах ДОСААФ и массовых мотопробегах, которыми, как водится, ударяли по разгильдяйству, бездорожью или по безыдейности в декоративной живописи.
       Когда-то «Ижмаш» производил до 390 тысяч мотоциклов в год, отдавал их «Спорткультторгу» и мало интересовался, кто и для чего их покупал. Автомобилей тогда в свободной продаже не было, и наши люди рады были обзавестись хотя бы двух- или трехколесной техникой. Мотоцикл в народе любили, хотя при этом и шутили грубовато: «Все, что между ног, – не транспорт».
       Сейчас интерес россиян к мотоциклу вряд ли упал, но упала на крутом историческом вираже их покупательная способность. 21 тысячу мотоциклов произвело в прошлом году ОАО «Ижмаш-Мото» (почти самостоятельное подразделение великого «Ижмаша»), и лишь полторы тысячи из них проданы на внутреннем рынке. Попытки крестьян, садоводов, рыбаков накопить денег на мотоцикл плюс на бутылку водки, чтобы обмыть покупку, часто обрываются на той стадии, когда набирается сумма, достаточная для покупки бутылки.

       С шиком и с помпой
       Оказывается, приезд корреспондента – хорошая примета. Это – к деньгам. Ведь вместе со мной к «Ижмаш-Мото» подъехали на спецмашине суровые люди с автоматами и понесли деньги в установленный в проходной банкомат. Ну надо же! А давно ли тут зарплату запчастями выдавали! Забавно представить: подходит человек к банкомату, нажимает нужные кнопки, а тот ему глушитель выбрасывает или колодки тормозные.
       Как оказалось, в мае предприятие рассчиталось с долгами по зарплате и теперь платит своим работникам регулярно, хоть и немного – в среднем 3 тысячи (7 месяцев нужно не есть, не пить и не ходить на симфонические концерты, чтобы купить простенький «Иж-Юпитер»). Воровство запчастей, говорят, надежно пресечено. В проходной есть кабинет с неожиданной для промышленного предприятия табличкой – «Дознаватель». Туда отводят тех, у кого на шее висит цепь передней передачи, а из-под шляпы выпирает цилиндр.
       Рынок непредсказуем и рискован, как мотогонки на льду, но на «Ижмаш-Мото» уверены, что глубокий спад завершился. Предприятие учится узнавать в лицо своих покупателей и уже разработало для них вполне конкретные модели. Так, для юных байкеров, желающих прокатиться с шиком и треском, создали избыточно хромированную модель в стиле «Чоппер». Кстати, в групповых поездках, которые обычно раздражают горожан, не всегда участвуют дорожные хулиганы. К примеру, в соседнем Кирове группу байкеров возглавляет мотоциклист-священник, протоиерей Александр, предоставивший ребятам гараж во дворе Спасского собора. Отец Александр ненавязчиво прививает байкерам хорошие манеры, а их групповые поездки стали своеобразной гонкой за духовным лидером.
       Для желающих прокатиться не только с шиком, но и с помпой разработана модель пожарного мотоцикла (помпа устанавливается на грузовом прицепе). Моделью заинтересовались деревенские пожарные, для которых пожарная машина слишком дорога. Получен заказ на 120 мотоциклов от ГИБДД Москвы. У милиционеров тоже популярна гонка за лидером – нередко за лидером преступной группировки.
       А в заводском магазине я застал двух потенциальных покупателей – мальчишек лет десяти-двенадцати. Они вертелись возле «Иж-Юпитера», хотя более реален для них стоявший рядом «Корнет» – новая ижевская модель, не требующая регистрации и госномера. Наездник может не иметь водительских прав и даже шлема. Ездить на «Корнете» разрешается с 14 лет. Может, и рановато, но есть же мальчишки, которых мать качала не в обычной люльке, а в мотоциклетной.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera