Сюжеты

САМОЛЕТ В ПОДАРОК

Этот материал вышел в № 53 от 25 Июля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Як-130» продали почти даром На проходящем сейчас в Великобритании международном авиасалоне «Фарнборо-2002» наших самолетов практически нет. Зато есть российский самолет в итальянском исполнении, продажа которого вызвала уже немало...


«Як-130» продали почти даром
       
       На проходящем сейчас в Великобритании международном авиасалоне «Фарнборо-2002» наших самолетов практически нет. Зато есть российский самолет в итальянском исполнении, продажа которого вызвала уже немало нелицеприятных вопросов и даже скандалов. На очереди — еще один.
       В советское время орден Дружбы народов, бывало, вручали и иностранцам — за заслуги перед СССР. Аналогичного ордена в Италии нет. Но его стоило бы придумать. Специально для тех россиян, которые практически задаром отдали итальянцам мировой рынок учебных самолетов. Полная финита ля! Такой сомнительной сделки, как с «Як-130», у нас, пожалуй, еще не случалось. Неприятности от швейцарской «Ноги» (из-за которой гордые русские самолеты не бороздят сейчас небо Фарнборо) по сравнению с этим — мелочь.
       Учебно-тренировочный самолет «Як-130» был разработан в 80-е годы в ОКБ им. Яковлева. Пусть не «аховая» модель, но добротный самолет, который соответствовал задачам обучения и тренировки. Разработка такого самолета в мире оценивается минимум в 1,5—2 млрд долларов. Однако никто не любит платить. Как выяснилось, итальянцы — тоже. Крайне заинтересованные в современном учебно-тренировочном самолете (УТС), они начали активно искать — и нашли — способ купить нужную вещь подешевле.
       Помните, как в 2001 году в России начали широко и с помпой преподносить якобы невероятно выгодную для нас сделку по модели «долги за инвестиции». На самом деле об инвестициях не было и речи. Итальянская компания «Аэромакки» получила техническую документацию на «Як-130» и право выпуска самолета. А у России за это списывали 77 млн долларов долга перед Италией. Какие, извините, инвестиции? Но именно на эту тему долго, много и восторженно выступали лоббисты проекта. А в итоге современный авиалайнер был продан по цене… пяти самолетов. Кстати, мировому рынку требуются в год тысячи таких УТС.
       Можно смело утверждать: мы поставили рекорд дешевизны. Не исключено, впрочем, что реальные затраты итальянцев могли быть и выше. Мы же взрослые люди и не можем позволять себе наивное мнение об ошибке или недальновидности тех, кто продвигал и лоббировал сделку.
       Правда, несколько возмущенных волн на страницы СМИ все же выплеснулось. Однако в ответ накатила такая мощная волна позитивного пиара! Уверяли, например, что теперь «Аэромакки» и «Яковлев» будут совместно модернизировать самолет, улучшать его навигационные качества… Однако итальянцы не собирались и не собираются ничего совместно «дорабатывать», им этого не надо.
       Еще уверяли, что конкурировать на мировом рынке УТС «Як-130» и «М-346» (так назвали итальянцы свой вариант того же самолета) не будут, потому что обо всем, мол, заранее договорились. Хотя известно, что в Индии, например, российское предложение по «Якам» было «задвинуто» итальянским предложением «М-346». Понятно же, что при одинаковом самолете «итальянцы» всегда смогут предложить более гибкие платежные схемы.
       И что еще характерно: в материалах на «М-346» про наше участие в создании самолета даже не упоминается. Выходит, что кто-то передал иностранцам разработанный на госсредства самолет, передал в коммерческом, техническом и конструкторском смысле. Причем почти даром. Вива, Италия!
       И, видимо, для того чтобы укрепить позиции «М-346» еще и в странах, традиционно закупающих российскую технику, московские лоббисты «Аэромакки» постарались получить на «Як-130» сертификат Министерства обороны РФ как на единственный официальный учебно-тренировочный самолет российских ВВС. Теперь итальянцы могут говорить, например, в той же Индии: «Берите наши «М-346»! Именно на таких же — видите сертификат? — готовят летчиков для лучших российских истребителей «Су-30МКИ».
       Не стоит сильно удивляться, если через какое-то время учебно-тренировочные самолеты для российских ВВС мы сами будем закупать у итальянской компании «Аэромакки». Вдруг выяснится, что выпускать мы их не можем: то ли по нехватке техники, то ли еще по какой причине. А нашим ВВС срочно требуется не менее 200 УТС. Прикиньте, какие перспективы откроются у авиастроителей на Апеннинах!
       Зато совершенно отсутствует логика в том, что руководителя проекта по продаже «Як-130», экс-министра Александра Дондукова после всего этого назначили представителем администрации Белгородской области в Совете Федерации Федерального собрания РФ. Вот так, можно сказать, осчастливили область! Да, на Белгородщине тоже есть что продать иностранцам. Пока еще есть. Но с такими представителями ситуация в регионе может быстро измениться к худшему.
       И последнее. Много говорим о перевооружении. Есть даже выражение: «Президентская программа перевооружения». Так вот: если оно будет проводиться по тем же принципам, то дело плохо. Плакали тогда и сама президентская программа, и Вооруженные силы, и отечественный оборонный комплекс.
       Хотя возможны варианты. Например, разобраться с этой историей… Любопытные могли бы открыться подробности!
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera