Сюжеты

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ: ДО ВЫБОРОВ И ПОСЛЕ

Этот материал вышел в № 53 от 25 Июля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Кто станет преемником Александра Лебедя на посту губернатора? Одной из наиболее частых тем центральных газет и телеканалов уже в течение полутора месяцев является начавшаяся кампания по выборам губернатора Красноярского края. И это...


Кто станет преемником Александра Лебедя на посту губернатора?
       
       Одной из наиболее частых тем центральных газет и телеканалов уже в течение полутора месяцев является начавшаяся кампания по выборам губернатора Красноярского края. И это неудивительно. Красноярский край – один из крупнейших и наиболее богатых ресурсами регионов России, а его трагически погибший губернатор был весьма яркой фигурой на отечественном политическом небосклоне. Естественно, журналисты и эксперты оживленно обсуждают вопрос, кто же станет его преемником. При этом подробно освещается ход предвыборной кампании, описываются достоинства и недостатки выдвинувшихся кандидатов, включая некоторых экзотических персонажей из прошлого вроде первого советского миллионера Артема Тарасова или экс-биржевика, а ныне владельца похоронного бюро Германа Стерлигова. В последнее время активно публикуются рейтинги соперников, якобы выявленные в ходе объективных социологических опросов. Среди них попадаются совершенно фантастические.
       
       Если же обратиться к данным серьезных специалистов, например к проведенному в конце июня опросу Центра политических технологий под руководством Игоря Бунина, то картина вырисовывается следующая: рейтинг А. Усса – 20%, за мэра Красноярска Петра Пимашкова готовы голосовать 16%, за губернатора Таймыра Александра Хлопонина – 14%. Уже ясно, что именно эти три кандидата составят основную конкуренцию на выборах, причем рейтинг последнего постоянно растет. Свежий опрос ВЦИОМа показал, что он опередил Пимашкова и переместился на второе место (по данным опроса, Усса поддерживают 26,6%, Хлопонина – 16,3%, Пимашкова – 15,3%). Кроме них, относительно значимую долю голосов (по 5—10%) смогут оттянуть на себя лишь глава Хакасии Алексей Лебедь и выдвиженец КПРФ депутат Госдумы Сергей Глазьев.
       Однако, честно говоря, бесконечное обсуждение одних и тех же красноярских сюжетов, взвешивание сравнительных шансов кандидатов, спекуляции по поводу того, кого из них поддержит Кремль, уже набили оскомину. Поэтому интересно отвлечься от сиюминутной электоральной конъюнктуры и попытаться взглянуть на ситуацию под совершенно иным углом зрения. Давайте зададимся вопросом: что ждет Красноярский край и его жителей при различных исходах голосования? Сценария возможно всего три, поскольку никто, кроме двух Александров и Петра, стать новым губернатором Красноярья не в состоянии.
       Но прежде чем приступить к рассмотрению сценариев, необходимо хотя бы пунктиром обозначить те проблемы, которые встанут перед любым новым губернатором. Прежде всего это бюджетный кризис края. В бюджете зияет огромная дыра, которая порождает и обостряет производные проблемы: накапливающиеся долги по заработной плате бюджетникам, огромная задолженность перед энергетиками, жилищно-коммунальными и дорожными службами, срыв многих социальных программ. Другая ключевая проблема – экономическая депрессия на значительной части территории края, высокая безработица и низкий уровень жизни. В наследство от Александра Лебедя новому руководителю края останутся сложные отношения с федеральным Центром, обострившиеся из-за неурегулированности межбюджетных отношений. Несомненно, актуальной будет проблема взаимоотношений между Красноярским краем и северными территориями: Таймырским автономным округом, Норильским промышленным районом и Эвенкией. Еще один нервный узел жизни края: здесь активно действует целый ряд крупнейших российских компаний – «Норильский никель», «Русский алюминий», ЮКОС, группа МДМ и др. Немедленно встанет задача выстраивания отношений с этими экономическими гигантами.
       И, наконец, интегральная проблема, во многом породившая или усугубившая другие проблемы Красноярья, — расстройство системы управления, проявившееся в отсутствии стабильной команды в краевой администрации, в конфликте между губернатором и Законодательным собранием, в рассогласовании принятия важных решений между различными уровнями власти. Можно уверенно утверждать, что важнейшей задачей нового губернатора – ключом к лечению других многочисленных болезней края – станет создание эффективной современной системы управления, позволяющей оптимально задействовать все потенциальные возможности региона.
       Итак, чего можно ждать от вероятных победителей предвыборной гонки в поистине титаническом деле распутывания этого сложнейшего клубка проблем?
       
       Сценарий первый: победа А. Усса
       Александр Усс, будучи политиком по призванию и по навыкам, наверняка в первую очередь займется выстраиванием новой системы взаимоотношений в элите края. Нет сомнений, что, учитывая его богатый опыт, с этой задачей он справится. Однако какие шаги он предпримет в экономической сфере, пока непонятно.
       
       Сценарий второй: победа П. Пимашкова
       Представляется, что в случае победы красноярского мэра его отношения с традиционной краевой элитой будут складываться даже более гармонично, чем при губернаторе Уссе. Это особенно относится к муниципальному уровню власти. Трудности могут возникнуть лишь при формировании кадров краевой администрации. За Пимашковым туда неизбежно потянется длинная вереница людей из мэрии, стремящихся к распоряжению краевыми ресурсами. Недавний опыт показывает, что не все из этих людей, как и нынешних обитателей «серого дома», будут свободны от соблазна отщипнуть немного от этого обширного пирога. Впрочем, вероятные конфликты на этой почве внутри чиновничьей корпорации – явление хорошо знакомое, и при некоторой настойчивости Петра Пимашкова они могут быть сравнительно быстро преодолены.
       На первый взгляд кажется, что и для Кремля фигура Пимашкова в качестве губернатора вполне приемлема. Петр Иванович имеет большой опыт хозяйственной работы, добросовестен, искренне болеет за Красноярск и весь край. В то же время он не склонен к строптивости, не слишком властолюбив — одним словом, хорошо управляем. Однако для федерального Центра проблема может возникнуть не столько с Пимашковым как личностью, сколько с Красноярским краем при губернаторе Пимашкове. Задачи управления городским хозяйством и задачи управления огромным краем, задыхающимся в клубке противоречий, – вещи несоизмеримые. Есть основания сомневаться, что субъективные и объективные ресурсы красноярского мэра будут достаточны для вывода региона из нынешнего тяжелого кризиса.
       Во-первых, у Пимашкова нет навыков выстраивания взаимоотношений ни с правительственными структурами, ни с субъектами Федерации, находящимися на территории края. Его лоббистские возможности, судя по всему, довольно ограниченны. Во-вторых, у него нет, по крайней мере на данный момент, никакой внятной экономической платформы. В-третьих, его связи с крупными финансово-промышленными группами, действующими в крае, фрагментарны, что затрудняет задачу формирования прочной экономической опоры для политики краевой администрации. Можно предположить, что политика П. Пимашкова будет очень осторожной, консервативной. Другими словами, правление Пимашкова не сулит краю ни резких провалов, ни прорывов. А это значит, что болезни региона будут загоняться вглубь, острые проблемы – усугубляться, потребность в финансовой помощи федерального Центра будет возрастать.
       Победа Петра Пимашкова таит в себе еще одну опасность, о которой пока не задумываются. Ведь вакантным становится кресло мэра Красноярска. Почти стопроцентные шансы на избрание имела бы кандидатура Анатолия Быкова. Конечно, скорее всего, Петрович сейчас не полезет на рожон. Но, находясь на вершине славы и популярности, он сможет провести на пост мэра краевого центра своего человека. Такая перспектива тем более вероятна, что еще с декабря 2000 г. «быковцы» занимают в городском совете весомые позиции.
       
       Сценарий третий: победа А. Хлопонина
       У губернатора Александра Хлопонина будет несколько очевидных плюсов. Он уже является политиком федерального уровня, имеет хорошо налаженные контакты в Кремле и правительстве, в частности в Министерстве финансов. У Хлопонина есть опыт управления регионом. Конечно, Таймыр – не Красноярский край, но острота проблем в автономном округе к моменту его прихода на губернаторский пост была не менее выражена, чем в крае. За короткий срок многие из этих проблем (безработица, низкие заработки бюджетников, неразвитость социальной инфраструктуры) ему удалось снять или смягчить. Главное достижение А. Хлопонина — вывод из тяжелейшего кризиса «Норильского никеля» — подтвердило его качества решительного и высококвалифицированного антикризисного управленца. Остающиеся тесные связи нынешнего губернатора ТАО с «Норникелем» — главной бюджетообразующей компанией региона – дают ему важный экономический рычаг для успешного управления краем. Еще один серьезный плюс Хлопонина, особенно принимая во внимание огромный дефицит краевого бюджета, состоит в том, что по образованию и начальной стадии своей карьеры он – финансист, глава крупного инвестиционного банка.
       Безусловно, правление Александра Хлопонина несет с собой и определенные риски. Он пока недостаточно знаком краевой элите, некоторые представители которой относятся к молодому амбициозному политику с опаской. Однако Хлопонин вовсе не претендует на заполнение верхних этажей краевой администрации исключительно своими людьми. Похоже, он исходит из того, что для создания новой системы управления краем необходимо формирование широкой команды, в которую должны войти как ранее работавшие с ним профессиональные антикризисные менеджеры, так и хорошо проявившие себя красноярские руководители и специалисты. Такая модель формирования команды уже была успешно отработана на «Норникеле».
       Александр Хлопонин также столкнется с опасениями руководителей некоторых крупных компаний, в первую очередь «РусАла», относительно того, что он будет следовать в узком фарватере интересов «Норильского никеля». Возможно, такие опасения есть и в Москве. При этом, однако, упускается из виду, что Хлопонин давно стал самостоятельной фигурой и хочет быть успешным губернатором. Как выходец из мира бизнеса он прекрасно понимает, что непременным условием успеха в руководстве огромным и экономически мощным краем являются установление конструктивных рабочих связей со всеми крупными компаниями, выработка равных и справедливых правил для всех участников экономической игры.
       Уже сейчас ясно, что Хлопонин будет решительно проводить курс на экономическую, а в перспективе и политическую интеграцию трех частей региона – Красноярского края, Таймыра и Эвенкии – и на динамичное системное преодоление социально-экономического кризиса края.
       Пожалуй, из трех фаворитов предвыборной гонки лишь Александр Хлопонин в перспективе способен вывести край на высокие темпы экономического роста, которые президент РФ обозначил в качестве важнейшей национальной задачи страны.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera