Сюжеты

ПУСТЬ ДЕТЯМ ПОВЕЗЕТ С РОДИТЕЛЯМИ!

Этот материал вышел в № 53 от 25 Июля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Галина Степановна ТУРЧАНИНОВА, педагог скрипичного искусства, заслуженный деятель искусств СССР, воспитала множество известных музыкантов. Среди ее учеников — всемирно известный скрипач Максим Венгеров, лауреат юношеского конкурса им....


       

   
       Галина Степановна ТУРЧАНИНОВА, педагог скрипичного искусства, заслуженный деятель искусств СССР, воспитала множество известных музыкантов. Среди ее учеников — всемирно известный скрипач Максим Венгеров, лауреат юношеского конкурса им. Чайковского Квун Хюк Чжу из Южной Кореи, а также Юра Ревич, получивший первую премию на конкурсе «Виртуозы ХХI века».
       У Турчаниновой — своя педагогика и методика. Каждый ее ученик скрупулезно вписывает в дневник, сколько времени и над чем работал. Учитель буквально за руку выводит малолетних учеников на сцену, дает возможность поиграть с большими серьезными оркестрами. В любом зале мира учеников Турчаниновой обязательно узнаешь по виртуозной чистоте исполнения, безукоризненной постановке рук. По особому артистическому апломбу, который она заложила в детстве.
       
       — Галина Степановна, когда про ребенка, играющего на скрипке, говорят, что он «учится у Турчаниновой», это уже само по себе означает знак качества. Ваша репутация неоспорима и как-то сама собой распространяется на учеников. В чем суть вашего метода? Как из пяти-шестилетнего ребенка сделать солиста, лауреата, просто хорошего музыканта?
       — Ну солистами станут единицы, посвящать всю жизнь инструменту — это призвание. Рихтер играл 12 часов ежедневно. Это не всем доступно — хочется на дачу, на рыбалку. Конечно, многие мои ученики сядут в оркестры, но зато какие это будут ансамбли! Потому как в каждом ребенке я стараюсь разглядеть его собственную индивидуальность, развить ее. Я подчеркиваю, нет и не может быть одной методики, для всех одинаковой. Сугубо индивидуальный подход — вот, если хотите, мое кредо.
       Ребенок должен быть подготовлен в семье — там он должен получить первые навыки. Хотя бы чтение. Потом — воспитание. С капризным, избалованным, непослушным общий язык найти невозможно. И самое трудное — постепенно развить у крошечного человечка интерес к игре на инструменте. Начало — это и есть самое непростое, легче потом. А ведь малышу хочется бросить занятия, поиграть, порезвиться. Поэтому приходится изобретать, превращать обучение в занимательную игру для ребенка. Например, рисовать ноты, картинки с любимыми детскими персонажами.
       — Ваша рукописная нотная библиотека для самых маленьких славится по всей России. К каждой простенькой гамме, песенке из трех нот вы кропотливо подыскиваете иллюстрацию, сочиняете стишок, вовлекая в это и детей. Вы как бы создаете образ — литературный зрительный ряд, который у малыша сливается с музыкальным…
       — За границей, куда мы приезжаем с детьми на гастроли, удивляются. Чудо! Такие маленькие дети чувствуют взрослые произведения. Дело далеко не в том, насколько быстро бегают пальчики. Закладывается, формируется музыкальность как раз вот этими простыми рисунками и стишками. Малыш начинает играть в музыку — живет ею.
       — В самый первый год обучения вы выводите учеников на концерты, некоторые даже играют в сопровождении оркестров — как взрослые солисты!
       — Кропотливой работой ребенка нужно довести до сцены. Ведь неудачное выступление — стресс, порой на долгие годы. Поэтому необходимо правильно развивать навыки правой и левой руки. Чтобы не было никаких напряжений. Потому что ребенок, если ему трудно, теряет интерес. Поэтому, когда ученику играть трудно, это ошибка педагога, неправильный выбор репертуара. Но а если дать легкие вещи — маленький артист не будет развиваться…
       — С какого возраста можно учить музыке профессионально?
       — Можно и в 4,5 и в 5. Вот семь лет по нашим меркам уже поздновато.
       — В вашем классе только московские дети?
       — Как раз наоборот, полкласса — из других городов России, из СНГ, других стран мира. Я много езжу по стране — в марте этого года в Рязани проводили Пятый Всероссийский конкурс юных музыкантов. Призовые места взяли юные рязанцы. И… моя ученица, родом из Кореи. Девчонка приняла и поняла европейскую культуру, да еще побеждает внутри России!
       — Какие у вас отношения с учениками? Со всеми одинаково хорошие?
       — Разные бывают ситуации. Вот вам случай. Мой ученик — мировая звезда (билеты на его концерт продаются по 400 долларов). В десять лет он должен был принять сложное решение. Он участвовал в конкурсе, от которого зависит судьба артиста. Педагог, возглавлявший жюри, предложил простое решение. Мой ученик победит, если будет формально значиться его учеником. Я поняла и приняла выбор мальчика и его семьи. Наши отношения не изменились. Он считает меня первым учителем, приезжает в гости, приглашает на концерты. Жизнь — не простая штука.
       Была в моей судьбе обратная ситуация — я отдала другому педагогу любимого талантливого мальчика. Лето нашей подготовительной работы выдалось на редкость жарким. Он победил на детском конкурсе имени Чайковского в Китае, а у меня в это время — инфаркт. И когда благодарные родители принесли мне программу следующего конкурса, я сказала: вам надо переходить к другому профессору. Выбирайте — наилучшую рекомендацию я вам гарантирую. Так педагог, к которому они перешли, еще и благодарил меня за талантливого ученика-лауреата. А я уже не смогла вести его дальше — здоровье не позволило…
       — Галина Степановна, чем российская музыкальная школа отличается от западной? Почему там нет раннего музыкального обучения?
       — В массе своей музыканты не считаются там престижной профессией. И если у нас серьезно учат буквально с первых шагов, то на Западе — где-то с 12 лет. И то тех, кто особо захотел, проявился, имеет данные. Насколько знаю, в Англии, Германии, Франции, Испании дети очень плохо играют. Не преподают там и музыкальную теорию, фортепиано наряду со специальностью. А у нас — с первого класса.
       — И тем не менее наши музыканты уезжают на Запад, их там великолепно принимают — и в материальном смысле, и в смысле престижа…
       — Зачем им своих растить, когда уже готовые приезжают? Где бы я ни была, русских музыкантов полно. В Португалии, например, и в Лиссабоне, и в Порту — русские. Преподают русские. Даже в Мексике. По всему миру. Вот только в Израиле им хуже — там негде работать. Некоторым приходится менять специальность — их слишком много. Негде играть.
       — А выходцы из Южной Кореи приезжают в Россию — учатся…
       — Вы знаете, у них другое воспитание. Нет у них понятия — пойти на улицу погулять. Они все время занимаются. Корейцам одно и то же замечание два раза делать не надо. А нашим по сто раз, бывает, говоришь из урока в урок. У азиатов очень ответственное отношение к занятиям — целеустремленное.
       — Хотя существует мнение: азиаты берут техникой — европейской культуры не чувствуют…
       — Нет, извините. Они очень одаренные музыкально. Очень впитывают — с желанием, со старанием. В Южной Корее — вообще культ скрипки! У любого педагога урок — сто долларов. Это самая низкая цена. В зависимости от квалификации учителя — это 120, 150 и так далее. Я проводила там мастер-класс. Приходят ученики с итальянскими скрипками! За сколько купил? 50 тысяч долларов. Смычок, смотрю, в золотой оправе, колодка черепаховая. Один, другой, третий…. Откуда?! Дети там десяти—пятнадцати лет занимаются много.
       — А в Европе?
       — Там ситуация другая. Урок — полчаса в неделю. За это время разве что-нибудь можно сделать? А чтобы оркестры на Западе были хорошие — приезжие музыканты конкурс держат. В Европе считают: кто музыкой занимается, должен удовольствие получать! А если на ученика в школах Израиля, Англии, Германии начинают чуть давить — больше занимайся! — то родители сразу такого ребенка забирают. Как же — ребенка насильно учить нельзя! А с другой стороны — добровольно ребенок много часов заниматься не будет! Когда говоришь — нужно заниматься 3—5 часов, этого не понимают.
       — У нас в России много желающих всерьез заниматься музыкой?
       — Конкурс в специальные музыкальные школы большой. Этой зимой проводили городской конкурс, подано 218 заявок на участие. Комиссия отобрала 96. Победили единицы. Интерес к серьезной музыке не снижается. Она вселяет надежду. Вносит в души гармонию, которой так мало в повседневной жизни.
       — Что бы вы пожелали российским детям?
       — Как говорил профессор Нейгауз, пусть им повезет с родителями!
       — Это как?
       — Родители будущего виртуоза играют большую роль. Необязательно, чтобы они были музыкантами. Но контроль и помощь нужны. Вот пример: у меня учились два брата. Папа — первая скрипка знаменитого на весь мир оркестра. Все складывалось прекрасно. Но семья распалась, и пострадали дети. Один брат все же поступил в консерваторию, второй бросил скрипку и уехал из страны. Очень способный — но не он первый, не он последний. А другого ученика растила одна мама. У него была роковая для музыканта проблема: плохо читал ноты. Я задавала прочесть сотни упражнений — за день! И вместе с мамой мальчик победил — развил в себе недостающую способность! Так что не стоит жалеть свое время на ребенка. Ведь будущий музыкант должен заниматься по пять часов в день, и всегда рядом — мама!
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera