Сюжеты

ДЕЛО О $400 МЛРД

Этот материал вышел в № 54 от 29 Июля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Портрет российской коррупции Фонд ИНДЕМ, который возглавляет известный общественный деятель и ученый Георгий САТАРОВ, подготовил доклад «Диагностика российской коррупции: социологический анализ». Объемный труд — более 200 страниц...


Портрет российской коррупции
       


       Фонд ИНДЕМ, который возглавляет известный общественный деятель и ученый Георгий САТАРОВ, подготовил доклад «Диагностика российской коррупции: социологический анализ». Объемный труд — более 200 страниц убористого текста – первое внятное объяснение того, что происходит с коррупцией в нашей стране: с цифрами, фактами, выводами, конкретными предложениями.
       Это трудное чтение. Но не только потому, что иногда приходится спотыкаться о научные термины, а скорее по причине жгучего стыда: неужели мы так живем?
       Перед вами газетный вариант этого доклада, который мы решили печатать с продолжением, как сериал о нашей действительности. Полный текст вы можете прочесть на сайте: http://www.anti-corr.ru/awbreport
       
       Часто полагают, что изучение социологическими методами такого сложного явления, как коррупция, может представлять либо академический, либо пропагандистский интерес. Не отрицая важности этих задач, мы намеревались получить результаты, имеющие практическое значение, которые могут лечь в основу планирования антикоррупционной политики.
       Мы, конечно, опасались за качество полученной информации хотя бы потому, что предмет изучения очень чувствителен и касается весьма интимных сторон взаимоотношений граждан и власти. Однако наши опасения не оправдались. Наградой нам стала реакция респондентов, сходная у рядовых обывателей и матерых бизнесменов. Они работали увлеченно, нередко говоря нашим интервьюерам примерно следующее: «Ну вот, теперь вы занялись самым главным. Правительство узнает про то, что мы говорим? Вы уж им все передайте».
       Люди, как правило, были искренни и на вопросы, которые порой были эквивалентны показаниям на самого себя в суде, отвечали откровенно. Отношение респондентов к нашему исследованию является, возможно, главной характеристикой коррупции в России и главным результатом нашей работы.
       В нашем исследовании участвовали:
       Эксперты. Те, кто по роду своей деятельности сталкивался с коррупцией (высокопоставленные чиновники, работники правоохранительных органов, крупные бизнесмены, журналисты, эксперты в узком смысле этого слова).
       Граждане. Результаты опроса этой группы лежат в основе изучения бытовой коррупции.
       Предприниматели. В опросе были охвачены все семь федеральных округов (ФО).
       Принято считать, что главная проблема, связанная с коррупцией, — это ее непобедимость. Считаем эту точку зрения неправильной. Главная проблема — слабое понимание места и роли коррупции, ее причин, механизмов и последствий. Миф о естественности коррупции для России многим выгоден. Между тем коррупция — всего лишь одно из социальных явлений, хотя весьма существенное и вредное.
       А борьба с коррупционерами — не то же самое, что борьба с коррупцией. Об этом свидетельствует исторический опыт, указывающий на то, что всякая кампания по особо жесткой борьбе с коррупционерами выкашивает самых слабых в этом стаде, а их место занимают более изощренные. Коррупция как таковая в итоге только возрастает, превращаясь из разрозненной в организованную, из организованной — в системную. Итак, остается констатировать, что взятки и злоупотребления, а стало быть, и лица, их совершающие, — это еще не вся коррупция.
       Коррупцию можно трактовать как некоторые отклонения от норм права, служебной этики или общечеловеческих моральных принципов. Тем самым коррупция — это совокупность проступков (от преступных до неэтичных) конкретных персон.
       Государственная коррупция существует постольку, поскольку чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами. Разные проявления коррупции классифицируются по месту и характеру коррупционных действий. Полезно в первую очередь различать верхушечную и низовую коррупцию.
       Верхушечная охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену.
       Низовая коррупция распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации, услуги в сфере здравоохранения, жилья, социального обеспечения и т.п.).
       Коррупцию можно рассматривать и как набор универсальных стратегий поведения больших социальных групп. Первая из них — «захват государства»: попытка установить теневой контроль за принятием властных решений.
       Вторая стратегия — «захват бизнеса»: власть в лице своих представителей или даже организаций стремится обеспечить теневой контроль над экономикой.
       Ключевой вопрос: почему воруют? Он не так банален, поскольку допускает как минимум два ответа. Первый: воруют потому, что такова природа людей. Второй: воруют потому, что такова природа вещей (власти). От ответа на этот вопрос зависит выбор стратегии противодействия коррупции.
       Для государственных служащих взятка является источником дополнительного дохода. Для обычного гражданина взятка, даваемая чиновнику, — это единственное средство заставить власть служить обществу. Нередко взятка — это единственное и предельно эффективное средство защиты от глупости, произвола и неповоротливости государственной машины. Для бизнесмена коррупция — это способ экспорта рыночных отношений в те сферы, где им нет места, и одновременно средство подавить. Для политика коррупция — это важнейший инструмент политической борьбы.
       Итак, коррупция удобна и выгодна многим. Но одновременно (и в этом также нет сомнения) она осуждается обществом. Ключевой вопрос: какая из этих тенденций весомее?
       Коррупция «вообще» иногда трактуется как некий общий дефект системы (государства, общества, правовой системы, экономики и т.п.). Тогда ее можно рассматривать как «силу трения», которую приходится преодолевать обществу при решении поставленных ему задач Т.е. коррупцию в общем смысле можно рассматривать как меру социальной неэффективности.
       Мы видим на приведенной диаграмме высокий уровень коррупции в России и как следствие неэффективности системы — низкий показатель ВВП на душу населения. Эти два явления взаимосвязаны.
       Россия оказывается самой благополучной из стран с таким же уровнем коррупции, как у нее, и самой коррумпированной из стран с тем же уровнем ВВП на душу населения. Очевидно, что для России закрыты любые траектории, при которых увеличивается ВВП на душу населения и при этом сохраняется или увеличивается нынешний уровень коррупции. Это вещи, друг друга взаимоисключающие.
       
       Российская коррупция глазами экспертов
       Можно утверждать, что Россия испытывает острый дефицит экспертов по феномену коррупции, но располагает серьезными специалистами, глубоко понимающими отдельные стороны этого явления. В нашем исследовании приняли участие: бывшие высокопоставленные сотрудники администрации президента РФ — 4 человека; бывшие вице-премьеры правительства РФ, министры или заместители министров — 5; бывшие или действующие высокопоставленные сотрудники, квалифицированные следователи по делам о коррупции в МВД, ФСБ, прокуратуре — 5; бывшие или действующие депутаты Государственной Думы — 4; ведущие журналисты, специализирующиеся по вопросам политики, экономики, права — 3; владельцы крупных бизнес-структур, высшие менеджеры — 6; эксперты, руководители независимых исследовательских центров — 3.
       Эксперты подчеркивают, что система коррупционных отношений не сводится к поборам или мздоимству: «На самом деле, я думаю, что коррупция — это прежде всего достаточно устойчивая система, которая базируется на постоянных связях, контактах определенной группы людей или даже групп лиц для достижения какой-то цели. Совершенно необязательно использовать механизм взяток, прямых взяток. Но важно, что сращиваются интересы каких-либо коммерческих, финансовых, торговых структур с принятием правительственных или иных административных решений, если формируется постоянная система влияния вот этих неправительственных, неадминистративных структур на принятие решений…»
       Эксперты отделяют коррупцию от других видов преступности, но при этом указывают на ее тесную связь с другими формами преступности: организованной преступностью, экономической преступностью и т.п. Нередко подчеркивается, что коррупция не всегда сопровождается нарушением действующих законов. Напротив, она процветает на пробелах и несовершенствах законодательства, максимально эффективно используя их.
       
       Потери от коррупции
       Многие эксперты подчеркивали, что экономические потери от коррупции следует рассматривать двояко. Есть коррупционные деньги, которые остаются в стране и как-то вкладываются в виде неявных капиталовложений, расходов на товары и услуги, в том числе местным производителям; а есть прямая утечка капиталов, при этом в значительной мере коррупционных капиталов, за границу, что составляет от 1 до 1,5 миллиарда долларов в месяц. Кроме того, в некоторых случаях уходит за границу до 90% кредитов международных организаций: как в виде присвоения и растрат, так и в форме «отката» международным чиновникам за помощь в получении кредитов. Поэтому проблема коррупции тесно увязана с проблемой вывоза капитала. Общие потери от коррупционного вывоза капитала составляли, начиная с 1988 года, в среднем по 20 млрд долл. в год, по другим оценкам — 24—25 млрд долл., т.е. около 300—350 млрд долл. за 12 лет. Если же объединить ущерб от коррупционного вывоза капитала с потерями от коррупции на таможне — 20—25 млрд долл. в год, в Центральном банке, в налоговой системе, в валютно-экспортном контроле, то общая сумма потерь за этот период составила 400—500 млрд долл. Из них сейчас на западных, в том числе офшорных, счетах находится порядка 300 млрд долл., которые можно было бы вернуть, причем в основном символическими, «ритуальными» мерами.
       Еще один источник крупных потерь от коррупции — это потери от развала системы ГКО, составляющие, по оценкам, 100 млрд рублей.
       Связанная с коррупцией несовершенная налоговая система, питаемая, поддерживаемая коррупцией, при ее реформе могла бы дать до 25% ВВП. По другим оценкам, количество «грязных денег», которые ходят по стране, — в три раза больше годового бюджета страны, т.е. 60—70 млрд долл.
       При таких колоссальных потерях для всего общества, для экономической системы коррупция в то же время позволяет этой системе выжить. Иными словами, если бы чиновники просто перестали брать взятки, а все осталось бы по-старому, то ВВП уменьшился бы. Коррупция — это не проблема взяток, это проблема неэффективности самой системы. Фактически причины, порождающие коррупцию (недостатки законов, принципов и методов государственного регулирования и т.п.), с одной стороны, приводят к потерям от коррупции, но, с другой стороны, та же коррупция является стихийным методом компенсации этих причин.
       Поддержанию такого порядка способствует то, что коррупция — это уже норма поведения, это стиль общения и это разветвленная, отлаженная система. В совокупности коррупционные сети — «это некая олигархия с определенными ставками, межведомственная группа, хорошо организованная, объединенная одной идеей — зарабатыванием, точнее получением денег с бизнеса, т.е. теневая доля участия в этом бизнесе».
       Выплаты в виде взяток, даваемых чиновникам высокого и низкого ранга, составляют, по оценкам экспертов, до 10% от суммы сделки. Общий объем взяток в России оценить трудно, поскольку, во-первых, взятки даются и берутся конфиденциально, а во-вторых, потому что взятки не всегда даются и берутся деньгами, часто в качестве взяток применяются вполне легально оказываемые взаимные услуги.
       Эксперты сходятся в том, что коррупция приводит к очень серьезным политическим издержкам. Они выражаются в политической нестабильности и в постоянной угрозе демократии в России. Коррупция приводит к приватизации государственной власти, самого государства. А такое приватизированное государство неспособно ни к какой системной работе в области государственного строительства: ни в экономике, ни в социальной сфере. Государство становится просто недееспособным. Оно в силу развитости коррупционных отношений постоянно сталкивается с противодействием попыткам проведения единой государственной политики.
       Эксперты считают, что российская коррупция такова, что исполнительная власть занимается коррумпированием законодательной, когда необходимо обеспечить принятие нужных законопроектов. Эта практика ведет к разрушению государственной власти как таковой. Экспертами высказывалось мнение, что государство, пораженное коррупционными процессами, становится беззащитным перед внутренними и внешними угрозами. Это доказала война в Чечне, это доказала неспособность федеральной власти навести порядок в некоторых других субъектах Федерации.

       Эксперты подчеркивают, что основные издержки от коррупции — в разрушении государственной системы, государственного аппарата, правоохранительных органов, торможении нормального экономического развития. Эти системные потери от коррупции сводятся к следующим.
       Первое. Нарушаются механизмы конкуренции, нормальной рыночной экономики. Коррупция тормозит экономический рост, экономическое развитие, увеличивая накладные расходы, уменьшая инвестиции, крайне увеличивая неопределенность, риски.
       Второе. Социальный эффект состоит в «диком, не-оправданном расслоении доходов», вызывающем очень серьезное ухудшение жизни, социальное напряжение, поскольку в конечном итоге источник коррупции — в недоплате массе работающих.
       Третье. Политические издержки, проявляющиеся в политической нестабильности, недееспособности государства, в угрозе демократии, поскольку приватизированное государство оказывается неспособно к созданию нормальной экономики, обеспечению нормальной жизни людей.
       Деловое сообщество России поставлено в условия, когда оно не может не включаться в коррупционные отношения, не может не участвовать во взяточничестве, не может платить налоги по законам, а вынуждено это делать по собственным возможностям и т.п. Так выживает российский бизнес, так выживает и Российское государство. Но при этом формируется и утверждается антиправовая система регулирования бизнеса.
       Страшной потерей считают эксперты резкое падение уровня нравственности в стране в результате роста уровня коррупции. Приводился пример того, на что ориентированы подростки 14 — 15 лет. Если в 1991 году исследования показывали, что мальчики больше всего хотели стать рэкетирами, а девочки — проститутками, то сейчас мальчиков больше привлекает стать офицерами МВД или ФСБ, а девочек — налоговыми инспекторами или служащими таможни. Представления подростков таковы, что именно в этих структурах они ожидают получить возможности наилучшего обеспечения самих себя и своих семей.
       
       Продолжение следует.
       
       В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ ВЫ УЗНАЕТЕ:
       — откуда взялась коррупция в России и как она повлияла на распад СССР;
       — что такое коррупция в правоохранительных органах и судебной системе;
       — во что обходится государству коррупция в Государственной Думе;
       — почему нынешняя российская экономика рухнет, если у нас перестанут брать взятки.
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera