Сюжеты

РУКИ ПРОЧЬ ОТ ГЮЛЬЧАТАЙ!

Этот материал вышел в № 54 от 29 Июля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Женский платок как символ прав человека Ношение головного убора (платка или чадры) — обязанность, предписанная канонами ислама, для любой женщины-мусульманки. Этот платок — постоянный атрибут, и появиться перед посторонним мужчиной без...


Женский платок как символ прав человека
       


       Ношение головного убора (платка или чадры) — обязанность, предписанная канонами ислама, для любой женщины-мусульманки. Этот платок — постоянный атрибут, и появиться перед посторонним мужчиной без него мусульманка не может. Принудительная попытка обнажить голову мусульманки является, с точки зрения ислама, тяжелейшим оскорблением...
       
       После 11 сентября война с религиозным экстремизмом иногда заходит в самые неожиданные области. Из афганских и чеченских гор борьба с исламским радикализмом переместилась в аудитории вузов и паспортные столы. Камнем преткновения стало право мусульманок носить хиджаб, платок или покрывало.
       В Александрии, например, администрация школы «Шампольон» при французском посольстве запретила своей ученице Иззет Амр Мухаммед Заки находиться на занятиях в мусульманском платке.
       Семья Иззет пригрозила прибегнуть к помощи французской юстиции, чтобы гарантировать для своей дочери право носить ту одежду, которая та пожелает. Французам напомнили, на чьей земле находится школа, и призвали их считаться с мусульманскими ценностями. Преподаватель французской школы даже предложил проводить с Иззет индивидуальные занятия по вечерам. Родители девочки сочли вопрос принципиальным и наотрез отказались от этого предложения, также они отказались перевести Иззет в египетскую школу, настаивая на праве девочки ходить в школу в мусульманской одежде.
       Турецкие власти в борьбе за светское образование запретили студенткам университета Анкары, носящим традиционную косынку, появляться в университете. Причем это относится даже к студенткам, обучающимся на факультете теологии.
       В Испании не смогла приступить к занятиям 13-летняя Фатима Эль-Хади. Она приехала в Мадрид из Марокко и поступила в Мадридский католический колледж. Однако к занятиям допущена не была, так как школьная администрация настаивала на обязательном ношении единой для всех учащихся формы и запретила Фатиме носить хиджаб. Директор школы заявил, что хиджаб является символом дискриминации женщин. Решение дирекции было поддержано министром образования Испании.
       Только после того, как отец Фатимы выиграл дело в суде, правительство Мадрида приняло решение разрешить школьнице, исповедующей ислам, носить традиционный мусульманский платок, так как утвержденное государством право на получение образования превалирует над всеми местными постановлениями, приказами и рекомендациями и должно быть принято без каких-либо условий.
       Ректор Ташкентского университета Турабек Долимов отчислил всех студенток, появляющихся в стенах вуза в хиджабе. В ответ на возражения, что университетские правила не оговаривают внешний вид студентов, Долимов сказал, что задача — подавление идей, которые он считает неприемлемыми. Говоря о студентах, которых он отчислил, ректор Долимов сказал: «Мы знаем, что они ваххабиты, и мы знаем, какие у них мысли».
       В Баку профессура тоже решила приложить руку к искоренению хиджаба. В Бакинском государственном университете прошла конференция на тему «Женщина и ислам». Примечательно, что в работе конференции в БГУ участвовал и гарант свободы совести и вероисповедания — председатель госкомитета по работе с религиозными образованиями Рафик Алиев. Примечательно потому, что студенткам, участвовавшим в конференции, было настоятельно рекомендовано посещать занятия с непокрытой головой.
       Помимо госуниверситета, в Баку на хиджаб ополчились мединститут, Педагогический университет и финансовый колледж. Во всех этих учебных заведениях были отмечены случаи отчисления студенток, не желавших приходить на занятия с непокрытой головой.
       В ответ мусульманки Азербайджана заявили, что не только в вузы не желают ходить простоволосыми, но и не хотят сниматься на паспортные фотографии с непокрытыми головами. В начале этого года, когда это запретили им решением суда, около 200 женщин в знак протеста отказались от азербайджанского гражданства.
       
       В Татарстане мусульманки решили поддержать этот почин и тоже потребовали права фотографироваться на паспорт в платках. В паспортных столах — почти тысяча заявлений. «Женский бунт» поддержали имамы двух казанских мечетей.
       Ранее в платках позволяли фотографироваться на загранпаспорт, если женщина готовилась к паломничеству в Мекку, которая, как известно, находится в Саудовской Аравии — стране, где все законы действуют с учетом исламских норм, и появление женщины с простоволосой фотографией в паспорте вызовет там излишне много вопросов. Однако недавно эту поблажку запретили.
       В случае с общегражданским паспортом вопрос оказался еще более сложным. С одной стороны, есть положения, вроде бы разрешающие фотографироваться мусульманкам в платках, и их никто не отменял. Если вы обратитесь в соответствующие структуры МВД, вам охотно выдадут копии этих документов, например разъяснение паспортно-визового управления МВД РФ «О фотографировании граждан в головном уборе» за №16/1547.
       В нем говорится: «Лицам из числа служителей культа и гражданам, чьи религиозные убеждения не позволяют публично показываться без головных уборов, в виде исключения предоставляется право фотографирования для паспорта в головных уборах. При этом остальные требования к личным фотографиям должны соответствовать требованиям раздела 6, техническим требованиям по оформлению паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 15 сентября 1997 г.».
       Добавим, что данный документ был издан еще в 1998 году за подписью заместителя начальника управления внутренней службы полковника С. Свистова и предназначался начальникам паспортно-визовых служб МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
       Но когда вы с этим разъяснением и с фотографией в платке придете в свой паспортный стол, то его начальник достанет вам приказы, тоже никем не отмененные, и согласно этим документам, например положению о паспорте, фото должно быть черно-белым, размером 35x44 миллиметра, в фас и без головного убора. Любой паспортист вам скажет, что если наклеить снимок в платке, документ будет недействительным, а уж какому из положений следовать, он будет решать самостоятельно.
       Председатель Союза мусульманских женщин Эльмира Адиатуллина уже неоднократно обращалась в различные инстанции с просьбой официально разрешить мусульманкам республики фотографироваться на паспорт в платке, но до сих пор не добилась положительного результата. Два последних ее письма в управление паспортно-визовой службы МВД РТ и к президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву остались без ответа.
       Но татарские мусульманки решили бороться до конца и отстаивать свое право в суде. На 19 июля было назначено первое заседание Вахитовского районного суда Казани по иску пятнадцати мусульманок о защите своих прав. Однако это заседание было отложено.
       Эльмира Адиатуллина настроена решительно и готова обратиться в международные правозащитные организации. Правозащитная перспектива борьбы за хиджаб действительно очень неплоха. В Европе суды по поводу хиджабов выигрываются в подавляющем большинстве мусульманами, чего нельзя сказать об азиатских странах.
       Этот вопрос в итоге стал принципиальным: многие женщины считают, что, покрывая голову, они выражают свои политические убеждения.
       
       В Западной Европе и США, где еще недавно местные мусульманки не стремились столь строго соблюдать нормы ислама, женщины все чаще стали появляться в присутственных местах, покрыв голову полностью в соответствии с правилами шариата.
       Более того, чадра стала символом прав человека и у женщин, не имеющих к исламу никакого отношения.
       По инициативе преподавательницы университета в штате Коннектикут, профессора истории искусства и женских исследований Анни Д'Аллива в штате началась акция под названием «Хиджаб».
       Американские студентки и преподавательницы в знак солидарности с мусульманами и протеста против их преследований начали носить чадру. Сама госпожа ДўАллива заявила, что «причиной проведения данной акции послужило то, что с момента терактов, совершенных в США, участились нападения и преследования студентов-мусульман. Были случаи, когда с девушек-мусульманок срывали платки. В связи с этим некоторые арабские студенты оставили учебу и вернулись в свои страны».
       С тем, чтобы побороть ненависть по отношению к мусульманам, Анни сшила платки, на задней части которых поместила слова «Они равны с нами».
       Несмотря на заявления Джорджа Буша, что правительство не допустит каких-либо выпадов в адрес мусульман США, многие американские студентки и преподаватели, одевшие хиджаб, подверглись нападкам и угрозам со стороны соотечественников.
       
       В Британии, где политкорректность не так строга, как в Соединенных Штатах, с апреля 2002 года разрешили мусульманкам, являющимся офицерами полиции, носить хиджаб на службе. Пока это касается только лондонских мусульманок-полицейских.
       На пресс-конференции, где полиция обнародовала свою новую стратегию, говорилось, что новая мера позволит поддержать уровень занятости расовых и этнических меньшинств.
       Еще одним свидетельством, что ношение хиджаба переросло этическую исламскую норму и превратилось в политический вопрос, стала Азиатская конференция по предотвращению расизма, ксенофобии и расовой дискриминации, которая проходила в Тегеране в 20-х числах февраля.
       Организаторы конференции предупредили всех зарубежных участниц о необходимости носить на территории страны хиджаб. Верховный комиссар ООН по правам человека Мэри Робинсон, под эгидой которой проходила конференция, подчинившись требованиям, надела хиджаб, сделали это и большинство делегаток.
       Тем временем в Москве, словно опровергая представления о хиджабе как о чем-то архаичном и унижающем женское достоинство, в начале июня на ВВЦ прошла выставка исламской моды, где все представленные модели были сделаны с соблюдением норм шариата и вместе с тем вполне современны.
       Хиджаб из традиционной женской одежды превратился в знамя борьбы с исламофобией. На самом деле глупостью являются и попытки запретить хиджаб, и попытки сделать его обязательным, правда, второе пока ни Европе, ни России не грозит.
       Сейчас Дума приняла закон «Об экстремизме», который содержит и религиозную составляющую. Остается только гадать, дойдет ли наша глупость до той черты, когда хиджаб станет объектом внимания этого закона. Пока это кажется смешным, но ведь пытались же в Дагестане в 1999 году запрещать бороды как признак ваххабизма.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera