Сюжеты

УСТАЛ МЕТАЛЛ, УСТАЛИ ЛЮДИ

Этот материал вышел в № 56 от 05 Августа 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Экономия на безопасности приближает техногенную катастрофу Всю прошлую неделю говорили о самолетах. Катастрофа на Украине, падение аэробуса ИЛ-86 под Москвой, аварийная посадка в Ханты-Мансийске, вновь вспоминали подробности трагедии над...


Экономия на безопасности приближает техногенную катастрофу
       

  
       Всю прошлую неделю говорили о самолетах. Катастрофа на Украине, падение аэробуса ИЛ-86 под Москвой, аварийная посадка в Ханты-Мансийске, вновь вспоминали подробности трагедии над Боденским озером в Германии.
       Любая катастрофа – неожиданность. Но – не случайность. Эксперты по техногенным катастрофам давно предупреждали: в 2003 году Россия вступает в полосу серьезных аварий. И не только в авиации. Основные фонды страны выработали свой ресурс в химической, атомной, металлургической индустрии, в других отраслях, чья деятельность связана с большой опасностью для человека.
       Последние события подтверждают эти слова. Даже пожар в Подмосковье, затянувший удушливой гарью столицу на несколько дней, был бы потушен гораздо раньше, если бы не пришедшая в негодность ирригационная система и система пожаротушения.
       Срочно нужны огромные средства для того, чтобы ситуацию исправить. Сколько нужно еще потерять человек, чтобы средства стали вкладываться не в сомнительные бизнес-проекты, уходить не на войну, а на спасение тех, кто пока еще жив?
       «В ближайшее время ничего не изменится, – считает Юрий Денисов, главный технолог Московского исследовательского института приборостроения. — Деньги вкладываются в то, что приносит прибыль, но только не в технику и техническое обслуживание. Я часто езжу по объектам и вижу, что техника обслуживается ужасно, а финансирование ее — по остаточному принципу. Но если технику не обслуживать, то она начинает жестоко мстить. Кроме того, за последние 12 лет произошел колоссальный отток квалифицированных кадров, остались одни пенсионеры. Все специалисты ушли в коммерческие структуры. У оставшихся — низкий уровень ответственности, отсюда халатность в производстве и эксплуатации техники. Вот вам и взрывы на шахтах, и авиакатастрофы».
       Так что дело не только в усталости металла. Многие эксперты указывают на износ и человеческих ресурсов. Плюс – повсеместное желание сэкономить на безопасности.
       К нам в редакцию поступило удивительное письмо. Приводим его полностью.
       
       Уважаемая редакция «Новой газеты»!
       Уже более месяца самолеты ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», выполняя рейсы в Индию, Вьетнам и Таиланд, летают через воздушное пространство Афганистана. Такое решение было принято руководством «Аэрофлота» из чисто коммерческих соображений, без учета требований безопасности полетов. Ранее эти трассы пролегали через территорию Ирана и Пакистана. Полеты через территорию Афганистана приносят коммерсантам из компании «Аэрофлот» определенную выгоду: сокращается время полета на 35—45 минут, соответственно – экономия топлива. Сокращается рабочее время экипажей, что позволяет, хотя и на пределе нормы, убрать дополнительных членов экипажа, а это в свою очередь означает экономию на зарплате, на суточных и на оплате гостиницы для членов экипажей.
       Воздушное пространство Афганистана не имеет радиолокационного контроля (при том, что там постоянно выполняются боевые полеты американских ВВС). В экстремальной ситуации (возникновение технических неполадок, болезнь пассажира или члена экипажа) совершить аварийную посадку в том же Кабуле нельзя: до сих пор там существует вероятность обстрела самолетов талибами. Отметим, что заходящий на посадку на горном аэродроме пассажирский самолет можно сбить даже из стрелкового оружия, не говоря уже о «стингерах».
       Да, некоторые западные авиакомпании пошли на риск пролета через воздушное пространство Афганистана из тех же коммерческих соображений. Хотя мы уверены, что пассажиры этих рейсов даже не догадываются, какому риску они подвергаются.
       К настоящему письму прилагаем выдержку из так называемых «листов предупреждений», которые выдаются экипажам воздушных судов, выполняющих рейсы по трассам, пролегающим через воздушное пространство Афганистана. В данном документе содержится информация об изменениях и особых условиях полетов по данным трассам, рассылаемая органами управления воздушным движением различных стран и аэропортов.
       Просим простить нас за анонимность, так как подпись под данным письмом грозит нам немедленным увольнением.
       С уважением работники летного комплекса
       ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии»
       
       Сложившуюся ситуацию мы попросили прокомментировать официальных лиц компании «Аэрофлот». Вот что нам сказали в ее пресс-службе:
       «Во время активных военных действий в Афганистане мы летали другим маршрутом. Сейчас воздушное пространство Афганистана открыто для международного авиасообщения. Многие компании, в том числе и западные, используют этот маршрут, ну и в частности компания «Аэрофлот». На сегодняшний день реальной угрозы для авиасообщения со стороны Афганистана нет».
       А как тогда отнестись к цитатам из «листов предупреждений», на которые ссылались авторы письма в редакцию?
       — «От 12:00 29/04/2002 пост. Многочисленные стрельбы около а/д Кандагар. При первоначальной связи увд будет сообщать всем вс о текущем местоположении и зоне стрельб. Случае отсутствия сообщения, пилотам запрашивать местоположения и зоны стрельб».
       — «От 13:07 15/07/2002 пост. Продолжающиеся военные действия Афганистане представляют значительную угрозу беспорядочных ракетных и оружейных атак. Эксплуатантам гражданских вс сообщается что полеты ФИР Кабул выполняются на их собственный риск».
       — «От 14:00 15/07/2002 пост. Полеты гражданских вс в/из пунктов назначения пределах ФИР Кабул властью мин-ва га и туризма афганской администрации командующему возд. силами коалиции был поручен контроль за возд. пространством ФИР Кабул…
       …пилоты несут ответственность за избежание столкновения с другим вс и за сохранение безопасной разрешенной высоты пролета над препятствием».
       — «От 11:45 16/07/2002 пост …Для вс получивших разрешение и совершающих полет согласно опубликованным высотам и маршрутам не существует явной угрозы подвергнуться ракетной атаке».
       А как быть с неявной угрозой? Ждать, пока проявится?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera