Сюжеты

ЧЕРНО-БЕЛАЯ СТРАНА

Этот материал вышел в № 56 от 05 Августа 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Он не увидел, как распался отлакированный его объективом советский миф Бальтерманц Дмитрий Николаевич. Год рождения: 1912. Фотохудожник. В 1938 году окончил математический факультет Московского государственного университета. Увлекшись...


Он не увидел, как распался отлакированный его объективом советский миф
       

  
       Бальтерманц Дмитрий Николаевич. Год рождения: 1912. Фотохудожник.
       В 1938 году окончил математический факультет Московского государственного университета. Увлекшись фотографией, через год стал фотокорреспондентом газеты «Известия». В годы Великой Отечественной войны — сначала военный корреспондент газеты «Известия», потом — корреспондент одной из армейских газет. Снимал на разных фронтах. Был дважды ранен. С 1954 года — сотрудник еженедельного иллюстрированного журнала «Огонек».
       
       Дмитрий Бальтерманц ушел в 1990 году – очень неожиданно, словно спеша не увидеть, как рассыпается на осколки отлакированный его объективом советский миф. Болезненной для него могла быть не смерть власти, а конец эпохи, по отношению к которой Бальтерманц был не летописцем, а творцом. Созданная им советская история заняла почти два этажа Дома фотографии на Остоженке, но уместить ее целиком было возможно только в памяти нескольких поколений.
       Из первой же редакционной командировки – репортажа о вводе войск на Западную Украину – он вернулся штатным фотокором «Известий». Его ждали слава первого объектива страны, обложки «Огонька», признание европейских патриархов вроде Анри Картье-Брессона и Марка Рибу, международные выставки и членство в жюри World press foto.
       Но для этого маховик репрессий должен был пройти по касательной. На полосу официозной «Красной звезды» в результате редакторской ошибки вместо победных сталинградских снимков попали съемки пленных под Москвой. Бальтерманца наказали как крайнего: разжаловали в «штрафбат», где «вину» можно было смыть только кровью. Потом «прощение» – работа во фронтовой газете и горькое осознание: двери центральных редакций для него закрыты. Опального фотокора осмелился взять только «Огонек», звездой которого Бальтерманц оставался до конца жизни.
       В скудные послевоенные годы «огоньковские» обложки Бальтерманца вырезали и вешали дома вместо картин – не ради идеологической выдержанности, а «для красоты». Парадные портреты Коненкова и Айтматова, Яблочкиной и Лихачева – будто не моментальные вспышки магнума, а написанные маслом полотна. А рядом перемазанный, но виртуозно освещенный бакенщик…
       Фотограф изобрел собственную формулу соцреализма – репортаж плюс постановочная съемка. На этом пересечении появлялись не колхозники в белых рубашках, а концентрированная жизнь. (Сама жизнь цензуру часто не проходила – ни снимки сталеваров с каплями пота на лице, ни ставшие позже знаменитыми «Дороги войны».) Оказывается, черные тучи над трупами в «Горе» – всемирно признанной, вошедшей в хрестоматии фотографии – пустил по небу сам автор, смонтировав два снимка.
       Бальтерманц считается одним из первооткрывателей цвета, но его визитная карточка – не красные галстуки, а восковой Сталин в гробу, утопающий в радуге бесстыдно живых цветов. Классик военного фото, он подарил миру не пафос военных парадов, а серию «Как это было» – лица пленных, обнаженную людскую боль, разметавшиеся по земле трупы и сутулые спины живых. Фотограф оставил документальные доказательства того, что трагедия войны сильнее гордости за то, что она Отечественная.
       Многие снимки Бальтерманца так и оставались в столе. Но правда о нем видится не в историческом тезисе успешной карьеры и не в антитезисе, предлагаемом кураторами выставки, – некоем намеке на скрытый антагонизм с властью. Достаточно взглянуть на фотопортрет самого Бальтерманца в 60-х годах, чтобы понять – перед нами художник. Не придворный угодник, не затравленный диссидент. Седой аристократичный красавец, в глазах которого достоинства больше, чем в обликах всех шести генсеков, ставших героями его труда.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera