Сюжеты

ОНИ РАСШИРИЛИ ЯПОНИЮ

Этот материал вышел в № 56 от 05 Августа 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Портреты европейских знаменитостей, увековеченных на дензнаках, плавали в воде во Всемирном банке Они насыпали метр камней на оконечности ближайшего к Сахалину, а значит и к России, мыса Соя. И таким образом сделали Россию и Японию на один...


Портреты европейских знаменитостей, увековеченных на дензнаках, плавали в воде во Всемирном банке
       

  
       Они насыпали метр камней на оконечности ближайшего к Сахалину, а значит и к России, мыса Соя. И таким образом сделали Россию и Японию на один шаг ближе друг к другу: привезли из Москвы полтора кг камней — чтобы сделать японскую землю чуть больше.
       Но собирание и разбрасывание камней, как и сближение с восточным соседом, — это отнюдь не единственное, чем занимаются художники Черкашины (муж Валерий и жена Наташа), готовящиеся в 2003 году справить свой совместный 100-летний юбилей.
       …Сейчас Валерий работает в достаточно своеобразном даже для современного, видавшего виды искусства стиле. Его техника — нетрадиционная обработка фотографии. Его работы — конгломераты, нагромождения идей-образов.
       Раскрашенные газеты, вклейки из газет создают некоторое особое информационное пространство.
       Работая с этим пространством, художник формирует другое преломленное пространство, где искаженная, преобразованная фотография несет зрителю черкашинское видение действительности.
       Сквозь преломленное пространство проще воспринимать топорную культуру тоталитаризма и сквозь него виднее перспектива будущего.
       Для Черкашиных «соцреализм» не является чем-то окаменелым, напротив, они воспринимают ту культуру как этап, исторический факт, от которого не стоит открещиваться хотя бы потому, что это было и есть. «Мы занимаемся империями, мы занялись уходящей культурой».
       В начале 90-х у Черкашина в работах появляются люди со спины — как бы уходящие в небытие...
       А приватизацию художник пережил по-своему — приватизировал скульптуры на станции метро «Площадь Революции». Просто созвал людей и предложил каждому приватизировать по скульптуре: ведь эта культура — культура каждого.
       Подземный субботник: «владельцы» скульптур дружно взялись за тряпочки и публично поухаживали за своей собственностью. Символично: переход от властных отношений к отношениям собственности. Столько лет подземные дворцы были собственностью народа, то есть ничьей. Столько лет искусство создавало символы, образы людей из народа, людям не принадлежащие...
       Когда Черкашины всерьез занялись историей — пришла форма. То есть идея диктовала форму. Фотография, кроме информационной и художественной наполненности, несет еще и функцию документа.
       Валерий вспоминает, что его бабушка всегда говорила, что ее внук — не Репин. Прошедшая в июне выставка Черкашиных в Русском музее в Питере значима для художника еще и потому, что его работы были выставлены в музее, где есть произведения великого Репина.
       Русский музей пытается наряду с классикой заниматься и современными течениями в искусстве. По словам руководителя отдела новейших течений А.Д. Боровского, Черкашины не вписываются ни в одно из «окаменелых течений» современного искусства, именно поэтому они показались ему интересны. В их творчестве Боровский видит «визуальное воплощение идеи краха империй».
       Выставка Черкашиных в Русском музее так и называлась «Миражи империй». Пять «пространств» были заполнены фотографиями-панно. Имперская культура — советская или американская, немецкая или итальянская — воспринимается как некий код. Тогда получается, что выставка Черкашиных — это и попытка обменяться этими кодами, попытка привести имперское мышление к некоему общему знаменателю, выделить суть.
       Черкашины откровенно эксцентричны в выборе материала своего творчества. Что это: желание выделиться, стиль жизни, своеобразное видение реальности? Где грань между пафосностью и карнавальностью? Быть может, это зачатки шоу, через которое проще донести до окружающих какие-то серьезные вещи? Быть может, так и нужно говорить о серьезных вещах?
       В 1994 году в Сан-Франциско Черкашины «подарили» свое произведение Тихому океану, потом купали свои работы в Атлантическом. С этого времени они в своем творчестве редко обходятся без воды. Вода для Черкашиных — философская категория, информационное поле, способное к объединению, сплочению.
       В бассейне «Олимпия» в Германии, построенном в 1936 году для знаменитой «гитлеровской» олимпиады, прошла их подводная инсталляция — фотографии людей на фоне знаковых архитектурных изображений — Рейхстага, например, Бранденбургских ворот...
       «Атлантида Германии» не стала единственной «водной» темой Черкашиных. В штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне прошла их наиболее удачная подводная инсталляция «Прощайте, любимые портреты Европейского народа — здравствуй, Евро». Идея сногсшибательна по зрелищности. Она совмещает в себе не только внешнюю эффектность — содержательна!
       Купюры европейских валют Черкашины отксерокопировали, увеличили, заламинировали и погрузили в воду. Портреты европейских знаменитостей, увековеченных на дензнаках их стран, плавали в воде во Всемирном банке.
       Кто говорит, что творческий человек далек от политики, лукавит. В разговоре Черкашины всячески избегали прямых вопросов, не говорили о политике. Однако проблему Северных территорий пусть для себя, но они решили аж в 1999 году (см. выше). Присутствовавшие при сем японцы, во всяком случае, были довольны.
       Нашим бы политикам да побольше нестандартности в мышлении… А нам бы поменьше сложных проблем, требующих нестандартных подходов.
       Но в творчестве нестандартность — это жизнь, развитие, эволюция стиля.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera