Сюжеты

ДЕЛО О $400 МЛРД

Этот материал вышел в № 58 от 12 Августа 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Портрет российской коррупции В прошлых номерах вы уже узнали: сколько теряет Россия от коррупции (400 млн долларов за 12 лет), как этот коррупционный механизм складывался еще при советской власти, сколько стоит место депутата (30 тыс....


Портрет российской коррупции
       

  

       В прошлых номерах вы уже узнали: сколько теряет Россия от коррупции (400 млн долларов за 12 лет), как этот коррупционный механизм складывался еще при советской власти, сколько стоит место депутата (30 тыс. долларов за пост председателя комитета ГД) и внесение законопроекта (250 тыс. долларов), за какие деньги можно купить должность в правительстве (500 тыс. долларов — пост замминистра).
       Сегодня мы представляем третью часть газетного варианта этой научной работы...
       
       Факторы, способствующие коррупции
       Этот крик души одного из экспертов заслуживает того, чтобы быть процитированным:
       «В стране, в которой есть коррупция, в стране, где к производителям материальных ценностей общество относится с подозрением и враждебностью (общество так относится, потому что власть так к нам относится, она тем и создает аморальную ситуацию), в стране, где инфраструктура экономики работает сама по себе, а не на цели экономики, в стране, где происходит вынужденное, естественно, бегство капитала, где есть нездоровая конкуренция, льготы, в такой стране невозможно создать даже одну нормальную компанию, невозможно. Как же тут действовать?».
       Одним словом, мы имеем резкое снижение эффективности бизнеса на фоне коррупции. Вместо прав собственности у нас действует сложная система взаимоотношений с губернаторами, правоохранительными органами, судами. Вместе с тем произошла, как говорят в России, «приватизация государства».
       Произошел переход «в частную собственность» прав распоряжения властью, государственными ресурсами. В «частную собственность» попадают отдельные армейские подразделения, право собирать налоги или возглавлять соответствующие органы, суды, право печатания денег и т.п.
       Среди причин называется и закрытость процедур принятия решений.
       Оценивая экономические факторы, способствующие коррупции, эксперты указывают, что большинство из них сформировалось в переходный период. При этом они отмечают, что ожидаемый экономический рост не сможет стать причиной уменьшения коррупции. Скорее наоборот: коррупция будет препятствовать экономическому росту. Возможности «естественных» улучшений связывают с долгосрочной перспективой, соизмеримой со сменой поколений.
       Укорененность коррупции проявилась в ответах экспертов на вопрос о том, что будет в стране, если коррупция вдруг исчезнет. Вот характерный диалог из одного интервью.
       «ИНТЕРВЬЮЕР: Теперь на минуточку предположим, что коррупции нет в нашем обществе.
       ЭКСПЕРТ: При нынешних законах?
       ИНТЕРВЬЮЕР: Да.
       ЭКСПЕРТ: При полном соблюдении… Это катастрофа. Это значит, что общество остановится в своем развитии, хозяйство остановится».
       Обоснование этого ужаса перед одномоментным исчезновением коррупции порождено тем, что коррупция в России вплетена в ткань разнообразных отношений. Именно коррупционные связи между властью и бизнесом обеспечивают выполнение множества социальных функций.
       Эксперты охотно говорили о роли иностранного бизнеса и иностранного капитала, в том числе международного, в повышении уровня коррупции в России. Несколько осведомленных экспертов утверждали, что кредиты, предоставляемые России, помощь международных организаций сопровождались значительным «откатом»: «Я вот, когда был 15-го в Берлине, они стали наезжать — вот наши налогоплательщики, там пятое-десятое, Германия дала столько кредитов. Я говорю: здрасьте! Давайте пройдем по кредитам. По каждому из этих кредитов ваши чиновники, которые отвечали за подготовку вопроса, принятие решений и работу с ними в Москве, получили от 10 до 30% «отката». Сидели, краснели и вынуждены были признать, что это так».
       В некоторых видах бизнеса, в которых велика роль разрешительной системы и низка конкурентоспособность российских товаров (например, фармацевтический бизнес), ввоз товаров в Россию сопровождается гигантскими взятками, удорожанием товара, усугублением тяжести социальных последствий.
       Вместе с тем эксперты отмечают, что открытость российской экономики является фактором, в конечном счете ограничивающим коррупцию.
       Эксперты оценивают связь верхушечной коррупции с низовой как незначительную. Мелкий чиновник, получая взятку, просто коммерциализирует свои услуги, совершая одноразовую сделку с просителем, в то время как верхушечная коррупция — это, как правило, долгосрочные — если не постоянные — коррупционные отношения, сращивание власти с бизнесом, приватизация властных функций. Однако сама государственная система создает ситуацию для мелкого чиновника и бизнесмена, когда не давать взятку просто невозможно. Эти правила игры спускаются сверху.
       Для большой категории чиновников все-таки существует коррупционная пирамида. Это касается, например, чиновников верхнего уровня МВД, которые прикрывают взяточничество и рэкет низовых звеньев. Такие пирамиды свойственны структурам, в которых источник денег находится внизу.
       Эксперты полагают, что противоправное и коррупционное, в частности, поведение в значительной мере стало нормой в обществе. Но в то же время отмечается, что у многих людей, так или иначе вовлеченных в коррупционные отношения, есть внутренние критерии, тормоза, пределы, дальше которых нельзя пойти.
       Аморальность, ставшая нормой, приводит к созданию суррогатных норм нравственности во взаимоотношениях людей в органах управления и в бизнесе. Понятия «честный-нечестный», «порядочный-непорядочный» приобрели особый смысл: совершая противозаконные, коррупционные сделки, люди считают неправильным, аморальным нарушить обещание, не выполнить условия (можно убить, но нельзя предать, обмануть).
       На бытовом уровне порядочность, неподкупность, некоррумпированность считаются синонимом неумелости, неудачливости, просто глупости. При этом действует традиционное для России разделение законного и справедливого. Закон — это нечто приходящее извне, навязанное государством, его исполнение необязательно. В то же время справедливость важнее, поскольку это порождение общепринятой морали.
       
       Коррупция в органах правопорядка
       Среди всех органов охраны правопорядка эксперты выделяют в качестве наиболее слабого места суды. В количественном отношении лидером называют Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (почти 100 процентов личного состава охвачены коррупцией). В судах ситуация иная: «Первый заместитель председателя Московского городского суда два года тому назад говорил о том, что коррупция по Москве составляет, по непроверенным данным, примерно 50 процентов от общего числа судей». Однако, как отмечают эксперты, суды — это последняя линия обороны, и если прохудилось там, то уже никак не залатать. Это усугубляется неприкосновенностью судей, их практической несменяемостью вкупе с низким уровнем их обеспечения и защиты. Добросовестные судьи часто подвергаются преследованиям не только со стороны криминальных группировок, но и со стороны квалификационных коллегий судей. Принимая решение, честный судья часто понимает, что оно может быть отменено вышестоящим коррумпированным судьей.
       Среди судов разной юрисдикции выделяют арбитражные суды, значение которых возросло в последние годы. Некоторые эксперты указывают на своеобразное распределение областных арбитражных судов между зонами влияния, образованными финансово-промышленными группами, имеющими свой интерес в конкретных регионах.
       Среди ключевых проблем МВД, прокуратуры, ФСБ эксперты называют вымывание опытных и честных кадров. В регионах проблемы усугубляются зависимостью правоохранительных структур от местного начальства. Недофинансирование федеральным Центром своих структур в регионах позволяет региональным властям использовать материальные рычаги для давления на работников МВД, прокуратуры, ФСБ и т.п.
       Работа этих органов характеризуется таким явлением, как сокрытие материалов оперативных разработок или уголовных расследований для накопления и использования компромата. Этими данными торгуют, шантажируют, используют в политических и административных целях. Повсеместно практикуется использование правоохранительных органов в качестве средства поддержания недобросовестной конкуренции в бизнесе.
       Милиция и РУБОПы давно начали вытеснять мелких рэкетиров на рынке «теневой защиты» прав собственности.
       Правоохранительные органы прикрывают криминальный бизнес, и это является крайне выгодным «бизнесом». До 40% выручки от контрабандной деятельности поступает контрабандистам; остальное уходит на содержание правоохранительных «крыш».
       Таможенная служба поражена коррупцией повсеместно. Достаточно упомянуть практику использования «конфиската». Очень часто, например, дорогие автомобили конфискуются за неуплату таможенной пошлины, а затем после снижения цены во много раз из-за фиктивных дефектов продаются тому, у кого они были конфискованы (за несколько тысяч долларов). В коррупционных сетях различных правоохранительных органов таможня «платит за всех».
       
       Законодательство
       Корыстолюбивый чиновник и при самом совершенном законе найдет способ вступить в коррупционные отношения. Другими словами: совершенное законодательство не является панацеей от коррупции. В общем, это соответствует и общемировому опыту.
       Экспертами не выявлены сферы законодательства, обладающие какой-то коррупционной спецификой. В основном назывались пороки, присущие законодательству вообще: отсутствие подробных процедур, регулирующих деятельность государственных служащих; отсутствие четких санкций за нарушение тех или иных норм; обилие отсылочных (к подзаконным актам) норм.
       Некоторые эксперты отмечают и сознательно коррупционный характер некоторых законов и подзаконных правовых актов (последних в особенности). Один эксперт выразился так: «На нижних этажах различные способы регулирования, бесспорно, являются сознательно придуманной системой. Если, например, Госсанэпиднадзор пишет бумажку о том, что теперь, чтобы каждое медицинское учреждение получило лицензию, нужно, чтобы в каждом медицинском учреждении был рентгенокабинет. И чтобы этот рентгенокабинет функционировал, он должен иметь лицензию на функционирование. А чтобы он имел лицензию, в нем должен быть прибор, который измеряет степень радиологического заражения. А вот этот прибор производит ОАО «Васькин кот», и стоит он 1600 долларов, и вы все обязаны его купить, а иначе лицензии не получите».
       Говоря о законах, отсутствие которых тормозит противодействие коррупции, некоторые эксперты отмечают отсутствие закона о лоббировании. Поднята также проблема профессионализма самих законодателей, его низкий уровень позволяет задавать тон аппарату. Многие приводили в пример случаи подкупа депутатов и целых фракций как за принятие или отклонение того или иного закона, так и за принятие кадровых решений, в т.ч. по должности премьер-министра. Называются суммы порядка нескольких сот тысяч долларов (для фракции), а по должности премьера сумма составляет более 10 млн долларов.
       Более опосредованный способ — предоставление льготного кредитования той или иной сфере или выделение большей суммы бюджетных средств соответствующей сфере, отрасли, которую лоббирует фракция. Соответственно, саму фракцию деньгами снабжают промышленные либо финансовые группы из соответствующей сферы.
       Другой источник лоббирования законов — ведомства. Например, так лоббировался законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон о валютном контроле, согласно которому тогдашнему Министерству торговли передавались многие функции (лицензионные, контрольные и т.п.), которые, в свою очередь, использовались бы чиновниками для коррупционного обогащения.
       
       ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ:
       — коррупция глазами населения: почему мы так привыкли давать взятки;
       — рейтинг коррумпированности органов государственной власти;
       — коррупция в судебной системе;
       — объем рынка коррупционных услуг, с которыми мы сталкиваемся ежедневно: автоинспекция, медицина, образование.
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera