Сюжеты

ЛЕДЯНАЯ «ЖЭНЬСТВЕННОСТЬ»

Этот материал вышел в № 58 от 12 Августа 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Петербургская «Турандот»: Мариинский театр взялся за китайскую грамоту «Турандот» Джакомо Пуччини выведена на сцену французской постановочной бригадой (Шарль Рубо, Изабель Парсьо-Пьери, Катя Дениз Дюфло). Премьера продолжила показ...


Петербургская «Турандот»: Мариинский театр взялся за китайскую грамоту
       

  
       «Турандот» Джакомо Пуччини выведена на сцену французской постановочной бригадой (Шарль Рубо, Изабель Парсьо-Пьери, Катя Дениз Дюфло). Премьера продолжила показ спектаклей под открытым небом (так называемые open-air'ы) в Выборге...
       
       Искушенный Запад сейчас вынужден наблюдать за мстительной Турандот уже отнюдь не в виде сказочки, хорошо декорированной, но, например, в одной из экстремальных версий с шипами и всевозможными атрибутами садомазо.
       В Петербурге идет вполне традиционная, корректная интерпретация шедевра.
       Поклонники Мариинского театра имели возможность увидеть подряд двух «Турандот»: «натурализованную» в Выборге и «привычную», то есть на обычной театральной сцене.
       Выборгская крепость стала синонимом крепости скованного льдом сердца принцессы. Три яруса во дворе крепости стали как бы тремя ступенями, тремя загадками. Однако та принцесса, что была показана на открытом воздухе в Выборге, уступала в неприступности и хладнокровии своей эстетической сопернице на «закрытой» сцене. Все-таки театральная рампа обладает высокой гипнотической силой.
       Спектакль опытного постановщика-француза Шарля Рубо стал одним из лучших приобретений театра. В послужном списке режиссера десятки опер: от Моцарта и Россини до Вагнера, Дебюсси, Пуленка, включая также Бородина.
       Мариинская «Турандот» оказалась по-французски красива, но холодна, даже несколько аскетична. Режиссер не стал умножать загадки путем выведения на сцену сложной концепции, понимая, что главным постановщиком и декоратором в «Турандот» вообще является музыка, в которой соединились сакральные примитивы оригинальных китайских тем и роскошь европейского оркестра. И без того ощущение казни, которая должна вот-вот случиться, не покидало зрителя. Это напряжение обеспечивал оркестр под управлением Валерия Гергиева.
       Мрак на сцене, закованной в латы каменных стен, преобладание серых тонов в костюмах народа, старого, свергнутого с трона татарского царя Тимура, рабыни Лиу и даже принца Калафа создавали угнетающую атмосферу. Темный баритоновый окрас тенора Галузина усугублял мрачное настроение так же, как и стальной напор драматического сопрано Ирины Гордей (Турандот). Ледяной блеск наряда мстительной принцессы мог отразиться лишь в мече, которым рубили головы аристократам-неудачникам, не угадывавшим философские загадки жестокосердной девы. Жаждущая крови, окутанная лунным светом, эта Турандот чем-то напоминала Саломею, вожделеющую головы Иоканаана.
       Либретто понуждало к расцвечиванию сценической драматургии в духе незатейливых китайских праздников (мечтания трех министров Пинга, Панга и Понга) – внезапное появление из темноты больших цветов, хождение с фонариками в ночь перед разгадыванием имени Калафа, фосфоресцирующий дракон как символ силы в торжественном финале оперы. Свержение Турандот ознаменовалось постепенным исчезновением порочного круга сансары, на котором находилась ледяная принцесса.
       Но для разрушения этого круга понадобился не только герой-освободитель, но еще и жертва – жертва кроткой, отчаянно влюбленной рабыни Лиу. Режиссер отдал кинжал, которым должна заколоться Лиу, в руки Турандот. Исполнив предсмертный монолог, Лиу обхватила руки принцессы, направив кинжал в свое сердце.
       Странная философия последней оперы Пуччини, философия, говорящая о непрестанном стремлении к красоте ценой большого риска, с одной стороны, о самоотверженности – с другой, через надежду, кровь и любовь (таковы ответы на загадки Турандот) – философия, нам не близкая.
       Однако согласно Конфуцию, гимн которому поется в опере, судьба человека определяется небом, и то, что люди делятся на «благородных» (Турандот ждала именно принца, а не Иванушку-дурачка) и «низких» (Калаф не прислушивался к мольбам запуганного народа), не может быть изменено. Простолюдины не в состоянии постичь жэнь – гуманность.
       На 14—15 августа назначена последняя премьера мариинского сезона — «Евгений Онегин».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera