Сюжеты

НА ЗЕМЛЕ АНГЕЛЫ СТАНОВЯТСЯ КЛОУНАМИ

Этот материал вышел в № 58 от 12 Августа 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«Нет вестей от Бога» . Футуристическая черная комедия испанца Агустина Диаса Яньеса «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…» «Нет вестей от Бога»...


«Нет вестей от Бога» . Футуристическая черная комедия испанца Агустина Диаса Яньеса
       

  
       «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…»
       
       «Нет вестей от Бога» продолжает развивать богохульные рассуждения кинематографистов на тему диалога миров: земного и загробного. Вслед за Скорцезе и Вендерсом, Кевином Смитом и Томом Тыквером испанский режиссер вызывает на ринг силы ада и рая, предлагая им сразиться на протяжении одного кинораунда.
       Пролог. Две девицы — одна в белом, другая в черном — ведут теологический спор, касаясь по ходу дела проблем истории человечества вообще и предначертанности линии судьбы в частности. «По ходу дела» — не фигура речи, девушки действительно торопятся… на ограбление офиса большого супермаркета, в котором служат. Но это «в миру». На самом же деле — прекрасные ангелы спустились с небес, будучи засланными на землю «в служебную командировку» потусторонним ведомством.
       И пока мы, смертные, путаемся в своих геополитических и семейных проблемах, над облаками, оказывается, давно уже не на жизнь, а на смерть ведут борьбу два концерна: Ад и Рай. Причем в то самое время, как Ад, переживая эпоху Ренессанса, неукоснительно развивается, а на его пропускных пунктах роятся бесконечные очереди вновь поступающих грешников, в Раю буквально гробовая тишина – следствие затяжного кризиса. Столики завсегдатаев райского кабаре пусты. И любимице публики певице Лоле выступать практически не перед кем. Если так пойдет, вскоре придется Рай объявить банкротом.
       Так что решит все последний, трудный самый бой за бренную душу грешника – боксера Мани Чавеса. Кто из агентов склонит непутевого Мани, много и жестоко битого по голове, в свою сторону? В этой схватке «высших сил» отрабатывают технику истинные профессионалы: лучший агент концерна «Рай» – Лола (Виктория Абриль) и стремящаяся вырваться из очередного мерзкого круга наказаний темпераментная, неукротимая Кармен (Пенелопа Круз).
       Звучит гонг, то есть в квартире раздается звонок, и в дом входят сначала одна, потом другая прекрасные незнакомки: День и Ночь. Бой начинается.
       Несколько наивный фильм Яньеса привлекает полным игнорированием каких бы то ни было стереотипов. Похоже, долго страдавшие от инквизиции испанцы особенно рьяны в ненависти к схоластике, поэтому для религиозных ортодоксов просмотр может оказаться настоящим испытанием.
       Райское кабаре еще хоть как-то резонирует нашим земным представлениям о приятном загробном времяпрепровождении. Зато Ад усилиями европейских киноантиглобалистов воображен безмерным диким «Макдоналдсом». Здесь спешно насыщаются изнуренные тяжелой работой грешники.
       
       В общем, картина весьма далека от внушенного человечеству Данте величественного образа. Здесь, в Аду, в отсутствие кондиционеров и впрямь жарковато. И наказание для неисправимых — самое жуткое. К примеру, демон Кармен до смерти (что я говорю, она же бессмертна) боится, что невыносимая доля официантки окажется Раем, если ее за провинность «опустят» в домохозяйки. Да и страсти в Аду кипят нешуточные.
       Вот главный демон Диснейленда зла — на грани нервного срыва. В техногенный век от менеджера подобного ранга требуется крайнее напряжение сил и мыслей. Ведь «ястребы не хотят перебить голубей», что делать Аду в отсутствии медленно загнивающего Рая? Необходим тщательный экономический анализ (в том числе земных чувств и настроений).
       Черно-белый Рай изображен в духе стильного кинематографа «новой волны». И говорят здесь по-французски. И правит «бал» элегантный антагонист сатаны — изысканнейшая из современниц Фанни Ардан. Вот Ад, напротив, по-голливудски расхлябан, задымлен. Мужланы, говорящие, конечно, по-английски, выказывают готовность изнасиловать «бессмертную девушку» Кармен прямо на столе, сдвинув в сторону недоеденный бигмак.
       Но как же говорят на земле? Той самой, что перенасыщена марионетками, зомбированными спущенным адским ведомством — ТВ? Оказывается, земляне общаются по-испански. А главное качество земной жизни – полная непредсказуемость. И ангелы оказываются в полнейшем тупике неведения. Ведь, заглянув в закоулки своей солнечной души, и белый ангел может, к своему ужасу, обнаружить темные пятна…
       
       Среди удач фильма — две главные роли. Не назову их определенно женскими. Ибо Пенелопа Круз в фильме неузнаваема. И пол ее не совсем легко определить. Томная романтическая дива, использующая от фильма к фильму наработанные приемы и проверенные чары чувственной беззащитности, здесь совершенно распоясалась, продемонстрировав недюжинное дарование характерной актрисы.
       В прошлой жизни ее Кармен – бестрепетный гангстер, и оттого внешний облик героини принял характерные «мужественные» приметы: походка вразлет, неряшливость, способ смолить сигарету, грубые мужские ботинки. К явной представительнице слабого пола сопернице Кармен относится «с пониманием». И оттого боксер Мани вполне оправданно ревнует беззащитную, непорочную Лолу к откровенно неравнодушной к ней мужеподобной, но все равно привлекательной «кузине».
       Виктория Абриль в роли мягкой положительной Лолы, напротив, изменяет страстной, нередко порочной сути своих прошлых персонажей. Будто в небесном ведомстве ее героини покаялись, и теперь вот в новом облике спускаются на землю помочь грешникам обрести «дорогу к храму».
       Кармен и Лола по штатному расписанию в своих «концернах» занимают вакансии ангелов. Первая – белого, вторая — черного. Но, слетев на землю, они превращаются в белого и рыжего клоунов.
       Все благие начинания положительной печальной Лолы приводят к оглушительному краху. В то же время клубящаяся пороком и сладострастием Кармен в результате оказывается много наивнее, неопытнее погрязших в грехах и кознях гомо сапиенсов. В итоге соперницам не остается ничего другого, как объединить усилия. К тому же оказывается, что и в самих «главках» верховных концернов уже не прочь перейти к мирным переговорам. Надо же как-то выживать в эпоху кризиса и Небесам!
       Продолжая начатые в прологе героинями рассуждения Паскаля: «Если бы нос Клеопатры был длиннее, мир был бы другим», добавим от себя: «Обидно, что и Прекрасная Елена не переболела в детстве оспой», «Вот бы еще и Ева отравилась злополучным яблоком и умерла вовремя от дизентерии». Тут и закончились бы все «дурные вести» с неба, и состоялся наконец долгожданный «мужской разговор» между Господом и землянами.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera