Сюжеты

НА ЗЕМЛЕ АНГЕЛЫ СТАНОВЯТСЯ КЛОУНАМИ

Этот материал вышел в № 58 от 12 Августа 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Нет вестей от Бога» . Футуристическая черная комедия испанца Агустина Диаса Яньеса «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…» «Нет вестей от Бога»...


«Нет вестей от Бога» . Футуристическая черная комедия испанца Агустина Диаса Яньеса
       

  
       «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…»
       
       «Нет вестей от Бога» продолжает развивать богохульные рассуждения кинематографистов на тему диалога миров: земного и загробного. Вслед за Скорцезе и Вендерсом, Кевином Смитом и Томом Тыквером испанский режиссер вызывает на ринг силы ада и рая, предлагая им сразиться на протяжении одного кинораунда.
       Пролог. Две девицы — одна в белом, другая в черном — ведут теологический спор, касаясь по ходу дела проблем истории человечества вообще и предначертанности линии судьбы в частности. «По ходу дела» — не фигура речи, девушки действительно торопятся… на ограбление офиса большого супермаркета, в котором служат. Но это «в миру». На самом же деле — прекрасные ангелы спустились с небес, будучи засланными на землю «в служебную командировку» потусторонним ведомством.
       И пока мы, смертные, путаемся в своих геополитических и семейных проблемах, над облаками, оказывается, давно уже не на жизнь, а на смерть ведут борьбу два концерна: Ад и Рай. Причем в то самое время, как Ад, переживая эпоху Ренессанса, неукоснительно развивается, а на его пропускных пунктах роятся бесконечные очереди вновь поступающих грешников, в Раю буквально гробовая тишина – следствие затяжного кризиса. Столики завсегдатаев райского кабаре пусты. И любимице публики певице Лоле выступать практически не перед кем. Если так пойдет, вскоре придется Рай объявить банкротом.
       Так что решит все последний, трудный самый бой за бренную душу грешника – боксера Мани Чавеса. Кто из агентов склонит непутевого Мани, много и жестоко битого по голове, в свою сторону? В этой схватке «высших сил» отрабатывают технику истинные профессионалы: лучший агент концерна «Рай» – Лола (Виктория Абриль) и стремящаяся вырваться из очередного мерзкого круга наказаний темпераментная, неукротимая Кармен (Пенелопа Круз).
       Звучит гонг, то есть в квартире раздается звонок, и в дом входят сначала одна, потом другая прекрасные незнакомки: День и Ночь. Бой начинается.
       Несколько наивный фильм Яньеса привлекает полным игнорированием каких бы то ни было стереотипов. Похоже, долго страдавшие от инквизиции испанцы особенно рьяны в ненависти к схоластике, поэтому для религиозных ортодоксов просмотр может оказаться настоящим испытанием.
       Райское кабаре еще хоть как-то резонирует нашим земным представлениям о приятном загробном времяпрепровождении. Зато Ад усилиями европейских киноантиглобалистов воображен безмерным диким «Макдоналдсом». Здесь спешно насыщаются изнуренные тяжелой работой грешники.
       
       В общем, картина весьма далека от внушенного человечеству Данте величественного образа. Здесь, в Аду, в отсутствие кондиционеров и впрямь жарковато. И наказание для неисправимых — самое жуткое. К примеру, демон Кармен до смерти (что я говорю, она же бессмертна) боится, что невыносимая доля официантки окажется Раем, если ее за провинность «опустят» в домохозяйки. Да и страсти в Аду кипят нешуточные.
       Вот главный демон Диснейленда зла — на грани нервного срыва. В техногенный век от менеджера подобного ранга требуется крайнее напряжение сил и мыслей. Ведь «ястребы не хотят перебить голубей», что делать Аду в отсутствии медленно загнивающего Рая? Необходим тщательный экономический анализ (в том числе земных чувств и настроений).
       Черно-белый Рай изображен в духе стильного кинематографа «новой волны». И говорят здесь по-французски. И правит «бал» элегантный антагонист сатаны — изысканнейшая из современниц Фанни Ардан. Вот Ад, напротив, по-голливудски расхлябан, задымлен. Мужланы, говорящие, конечно, по-английски, выказывают готовность изнасиловать «бессмертную девушку» Кармен прямо на столе, сдвинув в сторону недоеденный бигмак.
       Но как же говорят на земле? Той самой, что перенасыщена марионетками, зомбированными спущенным адским ведомством — ТВ? Оказывается, земляне общаются по-испански. А главное качество земной жизни – полная непредсказуемость. И ангелы оказываются в полнейшем тупике неведения. Ведь, заглянув в закоулки своей солнечной души, и белый ангел может, к своему ужасу, обнаружить темные пятна…
       
       Среди удач фильма — две главные роли. Не назову их определенно женскими. Ибо Пенелопа Круз в фильме неузнаваема. И пол ее не совсем легко определить. Томная романтическая дива, использующая от фильма к фильму наработанные приемы и проверенные чары чувственной беззащитности, здесь совершенно распоясалась, продемонстрировав недюжинное дарование характерной актрисы.
       В прошлой жизни ее Кармен – бестрепетный гангстер, и оттого внешний облик героини принял характерные «мужественные» приметы: походка вразлет, неряшливость, способ смолить сигарету, грубые мужские ботинки. К явной представительнице слабого пола сопернице Кармен относится «с пониманием». И оттого боксер Мани вполне оправданно ревнует беззащитную, непорочную Лолу к откровенно неравнодушной к ней мужеподобной, но все равно привлекательной «кузине».
       Виктория Абриль в роли мягкой положительной Лолы, напротив, изменяет страстной, нередко порочной сути своих прошлых персонажей. Будто в небесном ведомстве ее героини покаялись, и теперь вот в новом облике спускаются на землю помочь грешникам обрести «дорогу к храму».
       Кармен и Лола по штатному расписанию в своих «концернах» занимают вакансии ангелов. Первая – белого, вторая — черного. Но, слетев на землю, они превращаются в белого и рыжего клоунов.
       Все благие начинания положительной печальной Лолы приводят к оглушительному краху. В то же время клубящаяся пороком и сладострастием Кармен в результате оказывается много наивнее, неопытнее погрязших в грехах и кознях гомо сапиенсов. В итоге соперницам не остается ничего другого, как объединить усилия. К тому же оказывается, что и в самих «главках» верховных концернов уже не прочь перейти к мирным переговорам. Надо же как-то выживать в эпоху кризиса и Небесам!
       Продолжая начатые в прологе героинями рассуждения Паскаля: «Если бы нос Клеопатры был длиннее, мир был бы другим», добавим от себя: «Обидно, что и Прекрасная Елена не переболела в детстве оспой», «Вот бы еще и Ева отравилась злополучным яблоком и умерла вовремя от дизентерии». Тут и закончились бы все «дурные вести» с неба, и состоялся наконец долгожданный «мужской разговор» между Господом и землянами.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera