СюжетыОбщество

ЛЕГКО ЛИ БИТЬ МОЛОДЫХ?

Этот материал вышел в номере № 59 от 15 Августа 2002 г.
Читать
На вещевой рынок Казани высадились десантники То, чего в долгожданный День десантника опасались москвичи, произошло в Казани. Традиционные для наших городов гулянья с баяном и ОМОНом здесь завершились высадкой пьяного десанта на вещевом...

На вещевой рынок Казани высадились десантники

Т

о, чего в долгожданный День десантника опасались москвичи, произошло в Казани. Традиционные для наших городов гулянья с баяном и ОМОНом здесь завершились высадкой пьяного десанта на вещевом рынке в центре города. Избиения торговцев-азербайджанцев, кровь, стрельба, милицейские дубинки, паника в торговых рядах — таким запомнится многочисленным казанцам этот всенародный праздник, которого теперь придется ждать еще целый год.

Как ни странно, последовало немедленное заявление милицейского начальства о том, что ничего особенного в День десантника в городе не произошло. Некоторые местные газеты, слегка недоумевая, привели слова исполняющего обязанности начальника УВД Казани полковника Шакурова о том, что «в целом все прошло спокойно».

Как все прошло не в целом, а в частности, рассказывают очевидцы.

«Примерно в 13 часов на рынок пришла толпа десантников. Они были пьяные, кричали: «Азеры! Что вы сюда понаехали?». И стали бить железными прутьями всех попадающихся на пути азербайджанцев, узбеков, таджиков. Мы от страха все попрятались под столы. Потом я услышала выстрелы».

«Я увидел, как человек 10—15 окружили мальчика лет 14, пинают его, бьют по голове бутылками. Потом один десантник стал резать руку мальчика разбитой бутылкой».

«Я стала кричать десантникам, чтобы они оставили мальчика, что они его убьют, но они не реагировали. Я побежала за милицией. Возле мечети я увидела трех милиционеров, которые стояли с двумя парнями в голубых беретах. Я сказала, что там убивают ребенка…»

«Десантники монтажками и арматурой избивали азербайджанцев, при этом под горячую руку попадали и простые покупатели. Милиция пыталась устранить конфликт, дубинками избивала азербайджанцев, а десантников лишь корректно просила покинуть рынок».

«Когда я побежала к воротам, увидела, как по улице бежали три азербайджанца, а за ними бежали два парня в камуфлированной форме, один с автоматом, другой с пистолетом и с дубинкой. Одного азербайджанца они догнали, стали бить дубинкой, пинали, кричали что-то с ненавистью».

«Человек десять меня остановили: «Стой, сволочь!». Один десантник, лет сорока, сказал: «Сегодня наш праздник. Всех вас, чернокожих, выгоним из нашего города. Валите отсюда!». Другой, помоложе, ему сказал: «Не трать время на стариков. Пошли бить молодых». Где-то около выхода я услышал выстрелы. Стреляли раза 3—4, наверное, в воздух».

Эти и другие свидетельства собраны Комитетом по защите прав человека Республики Татарстан. Юрист комитета Лилия Имаева готова передать документы правоохранительным органам, но сами пострадавшие пока не решили, следует ли писать заявления и затевать тяжбу. Им тут еще жить и торговать. Не все из них были откровенны и с корреспондентом «Новой газеты», что тоже можно понять. Зато те, у кого лопнуло терпение, говорили наперебой.

Молодой грузчик Хаким уверен, что нападение на рынок было хорошо организовано. На его лице — следы побоев, спине тоже досталось, но уже не от прутьев десантников, а от милицейских дубинок. Как и другие азербайджанцы, он недоумевает, почему милиция сразу не остановила десантников:

— Видно же было, что на рынок они пришли не за покупками. Водки на вещевом рынке нет, закуски — тоже. Они были агрессивны и выкрикивали оскорбления, а милиция была очень спокойна. А потом, после выстрелов в воздух, милиционеры набросились не на зачинщиков беспорядков, а на нас.

Это Хаким отвлек десантников от 14-летнего Арзу Гасымова, приняв часть побоев на себя. Избитого мальчика освидетельствовали врачи. Его дядя сказал вашему корреспонденту, что какое-то время будет оберегать испытавшего шок Арзу от контактов с посторонними. Но объяснения юристу Лилии Имаевой подросток все-таки дал. Они заканчиваются словами: «Больше я ничего не помню, потому что потерял сознание. Очнулся дома, был уже перевязанный».

В

Татарстане насчитывается примерно 10 тысяч азербайджанцев. Половина из них живут тут постоянно и вроде бы ни на что не жалуются. В Ассоциации национально-культурных обществ Республики Татарстан азербайджанцы числятся на первом месте — по алфавиту.

— У нас есть жилье, регистрация, работа, круг друзей и знакомых, — говорит член правления Азербайджанской национально-культурной автономии Ибрагим Ибрагимов, научный сотрудник Казанской ветеринарной академии. — А у приезжающих на время — большие проблемы. Они каждый день борются за жизнь и заработок. Они преодолевают искусственные трудности, например, с регистрацией. Порядок регистрации никто не разъясняет, наоборот, стараются запутать человека и на каждом шагу берут с него деньги.

Ибрагимов рассказывает, до какого абсурда доходит дело с переводом документов. Допустим, приезжий предъявляет паспорт советского образца, где имеются записи на азербайджанском языке. Ему говорят, что их надо перевести на русский язык, хотя те же записи на русском в советском паспорте уже имеются. Переводом занимается некая фирма-монополист, которая своей выгоды не упускает.

Грузчик Хаким поясняет, как порой производится проверка документов:

— Милиционеры занимаются разбоем: сажают нас в автобус и выворачивают карманы. У кого мало денег, отбирают часы, другие вещи. У одного моего знакомого, когда он стал возмущаться, вырвали из паспорта пару страниц. Куда пойдешь с таким паспортом?

Пока этот человек пошел в Комитет по защите прав человека Республики Татарстан, и там ему обещают помочь.

Казалось бы, на просторах России азербайджанцам не найти лучше места, чем Татарстан. Тут нет скинхедов, тут восточная культура и братья-мусульмане, тут на каждом шагу мечети… Кстати, муфтий Татарстана Гусман-хазрат Исхаков, приняв представителей азербайджанской диаспоры, осудил погром на рынке.

Условия вроде бы благоприятные: приезжай, торгуй, ходи в мечеть, в татарский театр, отдыхай в чайхане, играй в нарды на свежем воздухе. Однако живется здесь приезжим азербайджанцам, по их словам, хуже, чем во многих российских областях.

— Хуже, чем в Москве! — заключает грузчик Хаким.

* * *

Нет, кое-что добавить можно. Уточним место, где десантники напали на азербайджанских торговцев. Вещевой рынок находится на улице Нариманова. Напомним, Нариман Кербалай Наджаф-оглы Нариманов был видным государственным деятелем, председателем Совнаркома Азербайджанской ССР и одним из председателей ЦИК СССР. Похоронен в Москве, на Красной площади. Кому-то, может быть, это не понравится — он был сыном мелкого торговца.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow