СюжетыОбщество

СОЛДАТЫ НЕУДАЧИ

Этот материал вышел в номере № 59 от 15 Августа 2002 г.
Читать
«Такое впечатление, что торговля военными тайнами стала для русских национальным бизнесом» Увидев на фотографии в газете Константина Эрнста с пулеметом, моя соседка бабушка Нина начала истово креститься. С тех пор уже ничто не могло...

«Такое впечатление, что торговля военными тайнами стала для русских национальным бизнесом»

У

видев на фотографии в газете Константина Эрнста с пулеметом, моя соседка бабушка Нина начала истово креститься. С тех пор уже ничто не могло уверить ее в том, что войны не будет. Через несколько дней сгибающаяся под тяжестью авосек с крупой, сахаром и солью, бабушка победоносно заявила: «Вчера после программы «Время» опять кино про немцев показывали. Видно, не миновать нам беды». Начавшие бодро маршировать едва ли не в каждом выпуске «Вестей» десантники и спецназовцы побуждали бабу Нину умножать запасы продуктов. Так же, как и большинство озадаченных телезрителей, старушка не подозревала о том, что руководство ведущих телеканалов получило указание свыше — поднимать престиж армии телевизионными средствами.

Последняя серьезная телевизионная передача, посвященная проблемам Вооруженных сил, таинственно исчезла из эфира РТР вместе с ее ведущим Станиславом Кучером. «Забытый полк» Кириченко, взяв ТЭФИ, тоже загадочно растворился в эфире. Из передачи РЕН ТВ «Военная тайна» можно узнать многое. Например, о микроорганизмах и вирусах, рожденных в космосе, о хищениях неучтенной взрывчатки, о непростых судьбах подростков из любимой журналистами Можайской детской колонии и еще много занятного, не имеющего, впрочем, с названием никакой логической связи.

Передача «Служу России», выходящая на ОРТ по воскресеньям в 8 утра, в своем нынешнем формате никогда не будет рейтинговой. Время ее выхода в эфир рассчитано, очевидно, на плановый просмотр в войсках. Но даже если это приблизительно так, данная категория зрителей ничтожна в сравнении с потенциальной аудиторией, состоящей, к слову, и из будущих защитников Отечества, тем временем безмятежно спящих.

«Глухое» время выхода программы, к сожалению, никогда не привлечет в нее профессионалов с именами. Но не это главная беда. Дело в том, что замысел передачи трогательно прост. Она состоит из сюжетов, не имеющих никакого информационного повода и слабо связанных с реальностью. Вне поля зрения остаются и события в Закавказье, и побег из воинской части на Дальнем Востоке. Зато не переставая мелькают в кадре необъятные полковники и генералы, едва помещающиеся в военную форму и не оставляющие двух мнений о своем интеллекте. Только глядя на них каждую неделю, можно потерять всякое желание служить. А в промежутках — будто специально подобранный видеоряд из новобранцев с потухшими глазами. Все это зрелище очень напоминает рапорт некоему виртуальному генералу. Не очень внятный, но зато громкий и бодрый.

Жаль, что рассеялась замечательная плеяда военных репортеров из программы «Сегодня». Одни сменили походные куртки на костюмы телеведущих, других поглотили проблемы в эфирном пространстве между НТВ и ТВС. Последний яркий и запоминающийся репортаж НТВ на военную тему был посвящен годовщине Сталинградской битвы. Оказывается, на самом поле битвы сейчас промышляют мародеры. Они выкапывают золотые коронки от зубов, ордена и кресты. Причем сетуют, что с наших «взять нечего». А рядом немцы обустроили аккуратное кладбище, где хоронят найденные мародерами останки своих соотечественников. Между прочим, предлагают помочь предать земле по-людски и наших. Жутковато, правда?

Профессия военного репортера в равной степени сложна и почетна. И тем более обидно, когда военную тему начинают попросту эксплуатировать. Ведь не секрет, что военные действия в Закавказье всякий политик пытается использовать на свой лад, чтобы извлечь дивиденды. Но есть еще одна нетривиальная разновидность военной журналистики. Начиная переговоры с представителями зарубежных телекомпаний, неизменно приходится слышать одно и то же: «Пожалуйста, не надо предлагать материалы про тайны КГБ и секреты вашей контрразведки. Запад этим перекормили. Такое впечатление, что торговля военными тайнами стала для русских национальным бизнесом».

Показать правду о войне у себя в стране всегда сложнее. Иногда доходит до парадоксов. Минобороны гнет на государственном канале свою линию, а оппозиция дает тому же событию противоположное толкование. Узнать истину, лежащую всегда где- то посередине, бывает сложно. Потому что истина эта часто никому не нужна, да и хлопот с ней не оберешься.

В 95-м году, окончательно запутавшись в невнятной трактовке событий, происходящих на таджикско-афганской границе, я попыталась «пробить» командировку туда через редакцию информации первого канала. Но в ответ услышала, что это никому не надо. Я улетела на границу, только заручившись заинтересованностью и поддержкой телекомпании АТВ и руководства погранвойск. В конечном итоге я добилась своего. И мои репортажи о заложниках, и фильм привлекли внимание к сложившейся ситуации и к теме. Во время командировки в том числе удалось отснять и пакистанских инструкторов, которых было видно через реку Пяндж.

Но когда в том же году я попыталась «пробиться» в Чечню, то «дизайнер перестройки» А.Н. Яковлев, руководивший тогда первым каналом (это при нем убили Владислава Листьева), начал толковать что-то о том, что никакой войны вовсе не предвидится и лучше бы снять фильм о вологодских кружевах и вологодском масле. И вообще, «женщины на войну у нас еще не летали», — сказал академик.

Я рада, что выигрышный феномен женщины на войне подхватил телеканал НТВ. Яркий журналист Елена Масюк стала одним из лучших военных репортеров в истории телевидения. Жаль, что она отошла сейчас от этой темы.

Невменяемые реформы, которые обрушились на Россию, не пощадили армию. Но будущее России, тем не менее, невозможно без профессиональных Вооруженных сил. И говорить об этом надо. К сожалению, яркая и честная программа об армии вряд ли появится на государственном Российском телевидении. Действительно рейтинговую, способную привлечь внимание передачу на эту тему должен делать яркий и самобытный журналист.

Президент ВГТРК Олег Добродеев, тем не менее, достаточно профессионален, чтобы понять: на роль ведущего такой передачи не подойдет аналитик без признаков жизненного опыта, напоминающий прилежного десятиклассника, идущего на золотую медаль. Тут нужна личность. А с личностями этими, Олег Борисович, сами знаете, одни проблемы: люди они сплошь неисполнительные да сумасшедшие. Так что уж лучше обойтись репортажами в «Вестях». Кстати, военные репортеры А. Котыга и А. Оверчук знают о проблемах Вооруженных сил не понаслышке. В прошлом кадровые военные, они в армии — «свои». Жаль, что на экране их видно и слышно нечасто.

Второго августа телеканал ТВЦ показал концерт, посвященный Дню десантника. Певица Марина Хлебникова была его ведущей. Не мелькали толстые генералы. Не было и новобранцев с потухшими глазами. Героями концерта стали ветераны ВДВ. Перед нами предстала наша армия как есть — покалеченная, безногая, забытая. Говорилось о ней не ледяным тоном бодрых рапортов, а по-человечески: нефальшиво и небезразлично. А это уже половина дела. Ведь для того, чтобы решить проблему, надо сначала захотеть ее понять.

На такое понимание со стороны «генералов» и «рядовых» нашего ТВ вправе рассчитывать и человек с ружьем, который прежде всего просто человек.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow