Сюжеты

КРОВЬ С МОЛОКОМ

Этот материал вышел в № 61 от 22 Августа 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Автобус с 65 пассажирами не доехал до базара По числу жертв воскресная автомобильная катастрофа в Чувашии может быть приравнена к авиационной: 24 человека погибли, 42 доставлены в больницу. К тому же на месте происшествия, в селе Янтиково,...


Автобус с 65 пассажирами не доехал до базара
       


       По числу жертв воскресная автомобильная катастрофа в Чувашии может быть приравнена к авиационной: 24 человека погибли, 42 доставлены в больницу. К тому же на месте происшествия, в селе Янтиково, то и дело можно было услышать слова, похожие на авиационные термины: «Нарушены правила посадки».
       Посадка в автобус у нас всегда носит характер эвакуации, а уж в деревнях, где следующего автобуса не дождешься, тем более. И если в «пазик», официально вмещающий 36 пассажиров (28 сидячих мест и 8 стоячих), втиснулись 65 человек с корзинами, мешками и емкостями с молоком, то это означает, что 66-го желающего уехать просто не было. Нашелся бы 66-й — и он протолкнулся бы.
       
       Спуск на нейтральной
       Картина происшедшего достаточно ясная. Перед селом Янтиково – крутой зигзагообразный спуск. Все дорожные знаки на месте, и если следовать их предписаниям, то на скорости 30 километров в час можно потихоньку спуститься – не гололед же в августе. Впрочем, местные гаишники говорят, что во время гололеда здесь аварий как раз не бывает – водители чувствуют опасность и концентрируются. А в нормальную погоду тут уже и автобус падал в овраг (правда, с меньшей высоты, чем сейчас, и обошлось без жертв), и асфальтовый каток вылетал из кузова «КамАЗа» и врубался в угловой бревенчатый дом.
       Первой версией случившегося были неисправные тормоза. Однако эксперты отметили, что с тормозами все было в порядке. Вот левого переднего амортизатора у автобуса вообще не было. Отсутствовал у него и трос спидометра (то есть водитель не мог знать, с какой скоростью идет машина). Ну и шины были разные, что обеспечивает заносы на дороге.
       За рулем сидел человек опытный — Алексею Хайбусю (он остался жив) через две недели исполнится 60 лет. Но опыт водителей порой идет им не впрок. Так, всякий опытный знает, что на спуске можно сэкономить немного бензина. По словам деревенских шоферов, тут все спускаются «на нейтральной». Есть предположение, что на нейтральную скорость перешел и Хайбусь. И мотор, который перед этим полчаса не мог завестись, заглох. А это значит, что перестал работать вакуумный усилитель тормозов. С какой скоростью понеслась переполненная машина к оврагу – трудно даже представить. Водитель понял, что автобус не остановить, открыл двери и закричал: «Прыгайте!».
       Выпрыгнуть успели двое. Первым – крановщик Николай Михайлов (его жена Лидия погибла), а вторым – 68-летний сторож зернотока Тимофей Егоров. Старику никто не уступил места, и он стоял возле самой двери. Сидел бы – не успел бы даже подняться. Он вообще еле успел на этот автобус. Деревенские жители видели, как он бежал к остановке и махал рукой, чтобы подождали. Егоров, отделавшийся переломом ноги, был единственным, кто ехал в церковь.
       
       Операция «Автобус» без наркоза
       Какая же нужда гнала жителей трех деревень Янтиковского района в воскресный день в город Канаш? Нужда одна: что-то продать и что-то купить. Продавать молоко дома невыгодно. Маслозавод берет его всего лишь по 2 рубля 20 копеек за литр. Приходится везти бутыли на базар. Перед 1 сентября надо приодеть детей, а что купишь в деревне? Девушка Светлана поступила в медучилище и поехала с мамой покупать белый халат. Мама погибла, дочь — в больнице. Супруги-пенсионеры поехали за дефицитными в условиях деревни бройлерными цыплятами. Погибли оба.
       В последнее время многие из нас стали бояться самолетов, особенно российских, полуизношенных. А между тем не меньшую опасность таят дребезжащие и разваливающиеся на ходу автобусы. О техническом состоянии рухнувшего в овраг «ПАЗа» уже сказано. Можно добавить, что на следующий день работники Янтиковского ГИБДД остановили и проверили еще четыре автобуса, также принадлежащих Канашскому ПАТП. Все четыре были неисправны: изношенные и готовые порваться на ходу шины, неработающие спидометры, негорящие лампочки указателей поворотов и «стоп-сигналов». И такие машины выпускаются в рейс в разгар Всероссийской операции «Автобус», о которой извещают щиты на дорогах!
       По статистике каждый второй российский автобус эксплуатируется более 10 лет. На каких дорогах он все эти годы тарахтит – отдельный разговор. Среди регионов страны Чувашия несет не самые большие потери от автобусных катастроф, и все же цифры удручающи. В первом полугодии автобусы попадали здесь в аварии 43 раза. Погибли 13 и травмированы 60 человек. И вот снова пришлось убедиться, что невелика у нас цена человеческой жизни. Особенно в базарный день.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera