Сюжеты

БИСЕРЕБРЕНИЦЫ

Этот материал вышел в № 62 от 26 Августа 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Нынче так не мелочатся!» — пишут дамы в книге отзывов Эпоха бисера в Музее личных коллекций будет недолгой – до 8 сентября. В отличие от гламурного Линдберга или «раскрученного» Шемякина эта интимная, сугубо женская экспозиция не...


«Нынче так не мелочатся!» — пишут дамы в книге отзывов
       

  
       Эпоха бисера в Музее личных коллекций будет недолгой – до 8 сентября. В отличие от гламурного Линдберга или «раскрученного» Шемякина эта интимная, сугубо женская экспозиция не привлекает спонсоров.
       Да и бисерное рукоделие не припишешь ни к народным ремеслам, ни к академическим искусствам. Его редко найдешь в музеях – чаще в частных собраниях, крупнейшее из которых в течение сорока советских лет копилось тремя поколениями московской семьи Миримовых — Юровых — Васильевых.
       
       Кружева издавна доверяли белошвейкам, пошив платья – модисткам, а пришедшая в начале XIX века из Германии «игра в бисер» стала отдушиной знатных барышень. Причем не развлечением, а нечеловечески кропотливым трудом – соткать целые полотна из едва различимых взглядом бусинок, разложить «по нотам» тридцать оттенков венецианского или богемского стекляруса! Так закалялся женский характер, укреплялась нервная система, а заодно создавались фантастической красоты вещи, из эстетики которых сложился душевный стиль – «русский бидермайер».
       Расшитые бисером кошелечки, монетницы, кисеты, ермолки, чехольчики, табачницы, трубочки, бумажники, наперсточки и еще более миниатюрные украшения на них – вся эта умиляющая глаз тысяча мелочей утверждает простое человеческое счастье, позже названное мещанством: неспешную беседу за семейным столом, неброскую радость супружеской жизни, размеренный уклад дворянской усадьбы. А вещи из бисерной эпохи независимо от их масштаба – от игольницы до каминных экранов – подкупают именно своей второстепенностью, необязательностью, которая прочитывается как воплощенная идея красоты.
       Исполнены в бисере жанровая сценка, разноцветный объемный попугай или библейский сюжет – работа просится в интимное пространство спальни или детской, не стремясь поспорить с парадной живописью гостиных и кабинетов. А все украшенные бисером предметы призваны обертывать, обрамлять полезные в быту вещи, создавать контекст изящного. Видишь чехлы на сабли, ножи, игральные карты – свидетельство того, как женский мир пытается окружить собой мужской, – и гадаешь, потребность это освятить любовь талисманом или бессознательное стремление незримо присутствовать там, куда заказан вход женским ножкам? А бисерные оклады на иконы становятся символом интимизации сакрального, потому что скорбный лик Богородицы совсем по-родственному смотрит через тонкое стеклярусное шитье.
       Эмоции на выставке вызывают не только сами вещицы, а способность чьих-то рук воспеть в бисере архитектуру и гипсовые бюсты античных философов, создать портрет или признаться в любви на стеклянном языке: вышить определенные цветы, спрятать анаграммы или связать из бисера строчки стихов.
       «Нынче так не мелочатся», – пишут в книге отзывов растроганные посетительницы, подразумевая, что терпения нынешних барышень хватает максимум на хипповскую фенечку или утилитарный свитер.
       Поэтому вновь и вновь, глядя на квинтэссенцию труда, возвращаешься к мысли о вопиющей непрактичности бисерных вещей. Может быть, за эту прекрасную бесполезность им и было дано пережить время, мелкой деталью которого они были? Государства не выдержали ветров перемен, как плохо скрепленные витражи, а из стеклянной пыли сложились законченные цветные истории.
       И единственный недостаток этих филигранных картин, вышитых осколками позапрошлого века, – в том, что живут они только рядом с человеком, под его пристрастным глазом. А в равнодушном оттиске газетной иллюстрации – незаметны, будто требуют владения оптическим секретом иной эпохи. Когда вместо беглого взгляда поверх кадра были постепенное разглядывание каждой клеточки бытия и неторопливый пересказ – иголкой, ниткой, стеклярусом…
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera