Сюжеты

ВЫТЬ НА «ВОЛГУ»

Этот материал вышел в № 64 от 02 Сентября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Защищая «Жигули» и «ГАЗ», правительство скоро повысит пошлины на зарубежные самокаты Премьер Касьянов долго держался – но наконец вдвое повысил пошлины на старые иномарки свыше 7 лет. В целях поддержки отечественного производителя, как...


Защищая «Жигули» и «ГАЗ», правительство скоро повысит пошлины на зарубежные самокаты
       


       Премьер Касьянов долго держался – но наконец вдвое повысил пошлины на старые иномарки свыше 7 лет. В целях поддержки отечественного производителя, как водится. Тем самым официально признано, что главным конкурентом новых отечественных автомобилей являются иномарки бальзаковского возраста.
       Ситуация эта сложилась в результате 70 лет защиты отечественного производителя, ибо СССР, если кто помнит, был страной абсолютного протекционизма. Еще семьдесят лет такой защиты – и в целях защиты отечественных «Жигулей» правительство повысит пошлины на зарубежные самокаты.
       С практической точки зрения это повышение значения не имеет. Никакой пошлины выше 20% таможня не выдерживает. Или, как остроумно сформулировал Борис Немцов, — «Наша таможня давно в одностороннем порядке вступила в ВТО. Если пошлины высокие – их никто не платит».
       И эту константу – 20%-ный порог коррупционности – ни премьер, ни президент не в силах изменить своим указом.
       В чем же тогда причина повышения пошлин? В Западе. Страна со столь высокими входными пошлинами дает явно понять западным автопроизводителям: если вы хотите освоить российский рынок, вы должны покупать здесь заводы.
       А заводы есть: ГАЗ, полтора года назад купленный Олегом Дерипаской, хозяином «Базового элемента», и УАЗ, принадлежащий Алексею Мордашеву, владельцу «Северстали».
       Олег Дерипаска купил завод, находившийся в ужасающем состоянии. Он расчистил авгиевы конюшни.
       Но дальше оказалось, что в заводы надо вкладывать деньги, причем для обоих олигархов автомобили были непрофильной и слишком дорогостоящей инвестицией. Куда разумнее было продать очищенные от воров заводы иностранцам. А иностранцам эти заводы на дух не нужны. «Идеальная площадка для тренировки бульдозеристов», — как заметил один японский менеджер о ГАЗе. И покупать их иностранцы будут только как входной билет на закрытый российский автомобильный рынок.
       Иначе говоря, повышение пошлин на старые иномарки — это лишние 200 млн долларов, которые можно будет выручить за ГАЗ.
       Что можно на это сказать? Это плохо.
       Плохо, во-первых, потому, что дурной пример заразителен: вот уже какая-то ассоциация производителей мебели просит повысить пошлины.
       Во-вторых, потому, что автомобили все равно будут течь сквозь дырявое сито таможни, и ГАЗ у Дерипаски не купят.
       Помимо всего плохо это и для Олега Дерипаски. Бизнес, который заключает договор с властью, похож на Фауста, который заключает договор с дьяволом. Борис Березовский тоже считал, что он может использовать власть на том лишь основании, что он ее умнее.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera