Сюжеты

ВЫТЬ НА «ВОЛГУ»

Этот материал вышел в № 64 от 02 Сентября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Защищая «Жигули» и «ГАЗ», правительство скоро повысит пошлины на зарубежные самокаты Премьер Касьянов долго держался – но наконец вдвое повысил пошлины на старые иномарки свыше 7 лет. В целях поддержки отечественного производителя, как...


Защищая «Жигули» и «ГАЗ», правительство скоро повысит пошлины на зарубежные самокаты
       


       Премьер Касьянов долго держался – но наконец вдвое повысил пошлины на старые иномарки свыше 7 лет. В целях поддержки отечественного производителя, как водится. Тем самым официально признано, что главным конкурентом новых отечественных автомобилей являются иномарки бальзаковского возраста.
       Ситуация эта сложилась в результате 70 лет защиты отечественного производителя, ибо СССР, если кто помнит, был страной абсолютного протекционизма. Еще семьдесят лет такой защиты – и в целях защиты отечественных «Жигулей» правительство повысит пошлины на зарубежные самокаты.
       С практической точки зрения это повышение значения не имеет. Никакой пошлины выше 20% таможня не выдерживает. Или, как остроумно сформулировал Борис Немцов, — «Наша таможня давно в одностороннем порядке вступила в ВТО. Если пошлины высокие – их никто не платит».
       И эту константу – 20%-ный порог коррупционности – ни премьер, ни президент не в силах изменить своим указом.
       В чем же тогда причина повышения пошлин? В Западе. Страна со столь высокими входными пошлинами дает явно понять западным автопроизводителям: если вы хотите освоить российский рынок, вы должны покупать здесь заводы.
       А заводы есть: ГАЗ, полтора года назад купленный Олегом Дерипаской, хозяином «Базового элемента», и УАЗ, принадлежащий Алексею Мордашеву, владельцу «Северстали».
       Олег Дерипаска купил завод, находившийся в ужасающем состоянии. Он расчистил авгиевы конюшни.
       Но дальше оказалось, что в заводы надо вкладывать деньги, причем для обоих олигархов автомобили были непрофильной и слишком дорогостоящей инвестицией. Куда разумнее было продать очищенные от воров заводы иностранцам. А иностранцам эти заводы на дух не нужны. «Идеальная площадка для тренировки бульдозеристов», — как заметил один японский менеджер о ГАЗе. И покупать их иностранцы будут только как входной билет на закрытый российский автомобильный рынок.
       Иначе говоря, повышение пошлин на старые иномарки — это лишние 200 млн долларов, которые можно будет выручить за ГАЗ.
       Что можно на это сказать? Это плохо.
       Плохо, во-первых, потому, что дурной пример заразителен: вот уже какая-то ассоциация производителей мебели просит повысить пошлины.
       Во-вторых, потому, что автомобили все равно будут течь сквозь дырявое сито таможни, и ГАЗ у Дерипаски не купят.
       Помимо всего плохо это и для Олега Дерипаски. Бизнес, который заключает договор с властью, похож на Фауста, который заключает договор с дьяволом. Борис Березовский тоже считал, что он может использовать власть на том лишь основании, что он ее умнее.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera