Сюжеты

КЕЙС И АВОСЬКА

Этот материал вышел в № 64 от 02 Сентября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Зачем федеральные чиновники ездят на Воронежский авиазавод Газета Die Welt сообщила, что только в июне этого года «Аэрофлот» крепко поддержал западного товаропроизводителя и закупил 18 аэробусов «А-320» на общую сумму 600 миллионов...


Зачем федеральные чиновники ездят на Воронежский авиазавод
       


       Газета Die Welt сообщила, что только в июне этого года «Аэрофлот» крепко поддержал западного товаропроизводителя и закупил 18 аэробусов «А-320» на общую сумму 600 миллионов долларов. Следовательно, федеральные программы насчет собственного самолетостроения – коту под хвост.
       Воронежское авиастроительное объединение (ВАСО) в программы тоже попало, но финансирование производства нашло на любопытный камень. Оказывается, попасть в федеральную программу мало. Мало и получить международный сертификат качества на «Ил-96». Гораздо важнее, чтобы у чиновника появился к этому делу неподдельный интерес. А он никак не появляется. Покупать за границей интерес есть, и он даже официально узаконен в виде комиссионных. А с российских предприятий взятки гладки. Поэтому дело доходит до анекдота: на прошлой неделе вице-губернатор Воронежской области Вячеслав Клейменов сообщил о последних требованиях «Аэрофлота» к воронежским самолетам «Ил-96»: «Аэрофлот» будет покупать их лишь в том случае, если пассажиры смогут пользоваться услугами сети интернет и смотреть никак не менее 30 телевизионных каналов!
       Знакомый бизнесмен, летавший недавно по делам в США, сказал, что никаким интернетом в «А-320» и не пахнет. И что насчет телеканалов – тоже явный перебор.
       Авиазаводу многие и многое уже наобещали. Десять лет уже ездят и ездят, обещают и обещают. Ну почему ж большому начальнику нельзя куда-нибудь в провинцию съездить? Дело-то житейское — знакомых проведать, расслабиться. Охота, рыбалка, сауна, банкет. А мы… ничем мы не блестим, хоть им и рады простодушно.
       Мчатся по городу кавалькады, и ГАИ распугивает прохожих и проезжих мегафонными криками. А потом возле здания, куда вошел высокий гость, ходят пешие патрули милиции и собирают зевак командами никому близко не приближаться. Может, это ритуал такой, а может, в Воронеже и впрямь полно народовольцев, поджидающих возможности кинуть в премьера бомбу.
       Премьер-министры Черномырдин, Кириенко, Степашин, Путин, Касьянов по очереди лично рассказывали авиазаводу, что все будет хорошо, прекрасная маркиза. Скоро мы у вас начнем уже покупать самолеты. Это ритуал такой: людям надо рассказать о перспективах. А говорить правду неудобно. В самом деле, можно ли сообщить толпе в спецовках, что народу воронежскому ничего не светит, что выбирайтесь сами, как знаете, а помощи из Кремля ждать не стоит. Правительству и Госдуме, честно говоря, просто некогда.
       Даже интересно, сколько требуется еще порожних визитов, чтобы мы перестали надеяться: вот приедет барин, барин нам промышленность наладит. Да он совсем не за тем приезжает! И ничего за десять лет не наладил.
       Два года назад в Воронеже выбирали нового губернатора. Председатель Комитета по собственности Госдумы Григорий Томчин объявил в «АиФе», что, если выберут правильного губернатора, воронежский авиазавод будет жить и уже в апреле можно будет подписать контракт на производство самолетов «Ил-96». Он лично мне, этот председатель, сообщил тогда по телефону следующее (на диктофоне записано!): «Проблема в том, что в нашей стране слишком много авиационных заводов. Потребности рынка существенно ниже их возможностей и останутся ниже, даже если объем авиаперевозок в стране начнет бурно расти. Поэтому некоторые заводы должны самостоятельно выбираться из экономических проблем. Правительство вынуждено определять приоритетные заводы, которые оно сможет обеспечить заказами, включив их в федеральную программу развития промышленности.
       И здесь возникает вторая составляющая проблемы — политическая. Если во главе региона стоит человек команды президента – это одно. Если кандидат оппозиционной правительству партии – это другое. Из четырех заводов (Воронеж, Ульяновск, Самара, Саратов) правительство выберет два. Один будет производить «Ту-204», другой – «Ил-96». Так вот, кандидатура губернатора в нынешних условиях имеет очень важное значение. Могу уверенно предположить: если в Воронеже останется старый губернатор, ВАСО вряд ли попадет в федеральную программу. А Владимира Кулакова считают в команде своим человеком. Согласитесь, наведение порядка в стране – очень серьезное дело. И для распутывания клубка проблем нужна команда единомышленников, которая может доверять друг другу и которой доверяет президент…».
       Воронеж выбрал правильного губернатора. Год минул, второй.... Финансированием и не пахнет. Председатель комитета по-прежнему сидит в кресле; и ничего, не жмет кресло. И губернатору воронежскому ничего не жмет. Самолеты куплены во Франции. Пикеты заводчан, балдея от полной безответственности российской власти за свои клятвы, в прошлом году ходили на Москву. «Ребята! — кричали самые буйные. – Они там вообще с ума посходили! Проценты берут открыто с западных компаний за контракты! За то, что нас предают с потрохами! А с нас взять нечего, кроме анализов; пикетируй их! Даешь!..»
       Постояли-постояли возле Думы и возле правительства, остыли и вернулись. Толку-то от пикетов. Хоть пикетируй, хоть бастуй… Дело сделано. А очередной барин, щедро поделившись в Воронеже понтами, отъезжает в свой загадочный кремлевский мир, дав возможность крупнейшему предприятию региона раскатать в очередной раз губы.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera