Сюжеты

СТРОИТЕЛЬ БЕСПОЛЕЗНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Этот материал вышел в № 64 от 02 Сентября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Знаменитый бельгийский скульптор дарит Москве свою композицию «Похищение Европы» Скульптурная композиция «Похищение Европы» работы известного бельгийского скульптора Оливье Стребеля будет установлена на площади Европы в Москве перед...


Знаменитый бельгийский скульптор дарит Москве свою композицию «Похищение Европы»
       
       Скульптурная композиция «Похищение Европы» работы известного бельгийского скульптора Оливье Стребеля будет установлена на площади Европы в Москве перед зданием Киевского вокзала. Монтаж начнется сегодня, 2 сентября, а завершится 15 сентября.
       
       Творчеству Стребеля присущи абстрактные образы. «Похищение Европы» — это гигантский сноп переплетающихся, разлетающихся и взметнувшихся в небо серебристых труб из нержавеющей стали. В нем художник видит голову быка-Зевса в кипящем море и похищенную женщину-Европу в его огромных рогах.
       В Бельгии Стребель считается самым плодовитым скульптором. Частью брюссельского городского пейзажа стали несколько его произведений, в том числе монумент «Освобождение» на авеню Луизы. Его композиции украшают вестибюль брюссельского международного аэропорта, центральную часть здания Европейского парламента.
       «Похищение Европы» — это дар Брюссельского столичного региона городу Москве. В бельгийской столице в свое время был установлен памятник А.С. Пушкину работы Георгия Франгуляна, а в Антверпене — его же памятник Петру Первому.
       Мы беседовали в большом ангаре завода металлоконструкций близ Кортрейка, куда примчались по скоростной магистрали вместе со Стребелем. Едва поспевали за его мощным серебристым «Мерседесом», то и дело рывками бросавшим вызов установленным скоростным барьерам. Посреди ангара возвышалась собранная вчерне скульптура. Все трубы тщательно обернуты защитным покрытием. Ее снова разберут и частями погрузят на трейлеры...
       
       Вот несколько фрагментов из разговора с Мастером: «Замысел возник три года назад, когда я встретился в Брюсселе с мэром Москвы Юрием Лужковым. У меня были готовые варианты темы «Похищение Европы». Лужков предложил вписать этот сюжет в одну из московских площадей, и родилась идея сделать скульптуру фонтаном, струи которого повторяли бы изгибы нержавейки. Сначала думали о каком-нибудь небольшом сквере в Москве. Перебрали три или четыре места и в конце концов пришли к площади Киевского вокзала. Но это же два с половиной гектара — гигантская по европейским городским понятиям территория! Моя скульптура была слишком маленькой для такого пространства, а сделать ее больше не хватало денег. Поэтому и решили вокруг скульптурной идеи создать целый архитектурный ансамбль площади Европы. Это уникальный в своем роде пример международного сотрудничества, результат взаимодействия скульптора, политиков, дипломатов, архитекторов».
       
       «Нет, я не придаю своей скульптуре совершенно никакого политического предназначения. Только духовное, эстетическое. Меня иногда спрашивают: а где же тут бык, где женщина? Поэзия состоит из слов, но ее главный смысл — в образах. Для меня форма — это средство создания образа... Сейчас, в век кино, телевидения, фотографии и прочих современных изобразительных средств, предостаточно возможностей передать реальность как она есть. Для меня важнее превратить ее в образ и попросить у тех, кто смотрит, немного воображения. Абстрактное искусство сродни музыке, сравнимо с музыкой».
       «Моя профессия — строитель бесполезных сооружений. И моя единственная, действительно неоспоримая гордость в том, что мне выпало колоссальное счастье жить за счет этого пятьдесят лет. Я всегда был чрезмерным оптимистом. С детства ни на минуту не сомневался, что превратности судьбы сами по себе выбросят меня на нужный путь. Возможность создать нечто новое каждое утро дает мне уважительную причину выбраться из постели. Справедливости ради должен сказать, что это чувство необходимости никогда не подводило. И придавало творческую силу, что парадоксально для меня как очень ленивого человека. Со временем, когда независимо от себя я стал почти взрослым, то пришел к выводу, что пробежал по жизни, запыхавшись в безостановочной гонке за воплощением идей, рожденных совершенно случайно во время встреч с какими-то людьми».
       «Название скульптуры должно соответствовать ее предназначению и цене. Это один из маленьких смешных компромиссов нашего ремесла. Например, шутливые студийные фантазии художников типа «Ангел на педалях» или «Груз на ноге» по мере увеличения размера копий и обсуждения в совете директоров крупной компании, где они потом установлены, превратились в солидные «Добрый гений» и «Широкая поступь». Так больше нравится акционерам, которые платят деньги. Ведь проблема в том, чтобы не только воплотить сновидение, но и продать его. Художник должен балансировать между собственными порывами и компромиссами, которые позволят ему реализовать мечту, не очень от нее отклоняясь». (Мастер показал на макете «Похищения Европы» боковые элементы поддержки, которых не было в первоначальном замысле, но которые пришлось добавить с оглядкой на московский климат со снегопадами и возможным обледенением скульптуры.)
       «Я считаю, что художник должен рождать хорошие идеи и предлагать их тем, кому нужна его работа. Движение в противоположном направлении легко приводит к недоразумениям и глупостям». (Стребель вспомнил, как крупный банк «Креди коммюналь» заказал ему скульптуру для своего нового здания. После долгого изучения архитектурного проекта художник убедил банкира, что тому нужна не скульптура, а фонтан со светомузыкой.)
       «Заказная скульптура, выполненная в 1980 году к 150-летию Бельгии на тему легенды о сыновьях Карла Великого и чудо-коне Байаре, так и ржавеет в валлонской провинции. Но идея не умерла и воплотилась в более удачной композиции, сделанной десятилетия спустя для богатого человека, увлеченного лошадьми. «Флюгеры» для университетского городка в Льеже через 30 лет нашли новое, более удачное воплощение на холме перед лабораторией компании «Шелл» в Лувен-ля-Неве». (В этой связи Стребель вспомнил свой разговор с Сальвадором Дали. «Всякий раз, когда я хотел сказать нечто определенное, — успокоил его великий испанец, — я изрекал монументальную глупость, а когда болтал просто так, не задумываясь, то прорывались гениальные мысли».)
       «Неудачи и провалы могут служить стимулами, даже если вы об этом не догадываетесь. Это имеет прямое отношение к той композиции, которая будет установлена в Москве. Как-то один друг, который давно следит за моим творчеством, спросил, нет ли у меня идеи сделать скульптуру «Похищение Европы» для Брюсселя как столицы Евросоюза. У меня лично от этой дамы уже давно был неприятный осадок. С ее образом связаны воспоминания о нелучших работах. Я отказался, посоветовав поискать что-нибудь в манере ХIХ века. Но потом, в самолете где-то над океаном, мне явилось видение мифа. Бык-женщина. Единое целое. Менгир из грубого камня напоминает голову быка, а острые рога из полированной бронзы — стилизованный образ прекрасной дамы. Я летел тогда с острова Бали, где видел плавающих быков с огромными рогами. Если бы этот монстр (какие, наверное, и жили в античном мире) действительно задумал похитить женщину, то где она могла бы еще удержаться, кроме как на торчащих из воды рогах? Эта история окрашена неким чисто бельгийским сюрреализмом».
       «Иногда, устав от бесконечной борьбы, я задаю себе вопрос: Оливье, ты сумасшедший! Как тебя можно воспринимать всерьез в этом меркантильном мире? Почему ты не пытаешься, как все, встать в очередь за признанием на священной бирже добротного, понятного, узнаваемого товара? Сейчас действительно об этом идет речь. А вовсе не о творчестве и не о шедеврах. В пластическом искусстве каждый старается завоевать место на рынке, продавая лоскутки плащаницы, им же самим обоготворенной».
       «В нашу медиатизированную эпоху СМИ чаще всего используются «денежными мешками». Но художник благодаря каким-то неведомым скрытым механизмам рынка все же может творить чудеса, даже если его произведения не являются предметом банального торга. Если люди научатся мечтать, то на ниве современного искусства не все потеряно. Источник непреходящих ценностей, искусство, как и любовь, всегда имело меркантильную сторону. Однако не всегда только те, кто не может простить ему продажность, глубже разбираются в нем по существу. За нами, художниками, остается выбор. Не предавать наше истинное богатство... Иначе мы рискуем, сами того не сознавая, присоединиться к армии представительниц древнейшей профессии».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera