Сюжеты

НЕБЫВАЛЬЩИНА

Этот материал вышел в № 65 от 05 Сентября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Разрушал этот монастырь танковый полк. А восстанавливает — спецназ Наша справка «Никандр — преподобный пустынник. Псковский чудотворец, родился в 1507 г. Подвизаться начал в юности и был пострижен в обители Саввы Крыпецкого. Имея строгое...


Разрушал этот монастырь танковый полк. А восстанавливает — спецназ
       
       Наша справка
       «Никандр — преподобный пустынник. Псковский чудотворец, родился в 1507 г. Подвизаться начал в юности и был пострижен в обители Саввы Крыпецкого. Имея строгое житие, удалился в пустыню (глухой лес), где и прожил в безмолвии 15 лет. Народ вынудил его вернуться в Крыпецкую обитель, но вскоре по наветам завистливых братьев ушел и уединился вновь. Умер на 76-м году от рождения. На месте смерти его и погребения несколько лет спустя была основана Никандрова пустынь, развалины которой являются одним из любимых мест паломничества…Мне приходилось там бывать — место глухое и благодатное. Имеются несколько незамерзающих радоновых источников».
       Граф М. Толстой «Рассказы из истории русской церкви»
       
                                      Алиса: Какое странное место…
                                      Птица Додо: Это (грозно) очень странное место!
                            Радиоверсия сказки «Алиса в Стране чудес»
       
       Свой первый культурологический шок автор этих строк получил в восемнадцатилетнем возрасте, когда одноклассник, успешно поступивший в один из питерских вузов, привез «последний писк» на костях.
       — Старый, это же «Роллинги»! – шумел он. — Your mother should know! Пятерку заплатил!!
       Позднее выяснилось, что вместо Rolling Stones ему подсунули «битлаков»; впрочем, кайф от лицезрения большой берцовой кости (скорее всего, это был питекантроп?) оставался прежним.
       Последним аналогичным потрясением стало знакомство с молодым человеком, который признался, что прочитал «Войну и мир». Все четыре тома!
       Несмотря на университетский диплом, моих усилий хватило лишь на то, чтобы перед экзаменом по русской литературе стремглав пробежать основные кульминационные моменты, особо любимые экзаменаторами. Впрочем, рядовой Кирилл Тимушев особого подвига в этом не усматривает.
       — Все равно делать тут нечего. По вечерам особенно. Идти тоже некуда — до ближайшей деревни 10 километров. Сидим, читаем. Первые два тома со скрипом шли, а потом ничего – въехал. Даже понравилось.
       Его товарищ Володя Крюков «приторчал» от «Графа Монте-Кристо».
       — «Мастер и Маргарита» тоже понравилась. Иногда отец Гавриил подсовывает что-нибудь духовное, но мы больше художественную литературу читаем. Сначала, когда только сюда попали, вообще хоть волком вой, а сейчас ничего — даже нравится. Все лучше, чем Чечня.
       По словам моего собеседника, у него был выбор: или отправляться в боевую командировку, или сюда, в Никандрову пустынь.
       — Я выбрал последнее. Меня воспитывала бабушка, поэтому я решил: уж лучше сюда, чем под пули. Потом бабуля ко мне приезжала, ей тоже очень понравилось: главное — при деле. Может быть, когда дембельнусь, приеду сюда поработать. Хотя, конечно, странно все это…
       И тут с парнем трудно не согласиться. Начать с того, что здесь, на развалинах Никандровой пустыни — старинного монастыря, уже больше года работает настоящее воинское подразделение: 10 спецназовцев из бригады, что расквартирована в Промежицах, под командой прапорщика расчищают все, что осталось от некогда могучих стен, помогают в строительстве деревянной церкви. Почему солдаты, призванные с ружьем в руках защищать страну от злого ворога, брошены в эту глушь? по чьей воле? – для меня так и осталось загадкой. Военные, с которыми мне потом удалось переговорить, все сводили к ура-патриотической формуле: «Вставайте, люди русские!». Мои наивные попытки напомнить о том, что церковь отделена от государства, поэтому труд на монастырских развалинах людей в форме является, мягко говоря, нарушением закона, не воспринимались как аргументы.

 

      С суровой армейской действительностью меня примирил прапорщик Валера – обаятельный улыбчивый парень, у которого за плечами почти 40 вылазок в чеченский тыл. Кавалер ордена Суворова, он прямо сказал:
       — Пусть эти пацаны лучше здесь ковыряются с лопатами, чем там, в Чечне, под пулями. Уж лучше я сам.
       Гавриил — еще одна странная личность в таком странном месте.
       Его полное звание — рясофорный инок. Есть и такой чин в православной… армии, хотя в миру моего нового знакомца звали Юрием Николаевичем. По некоторым очень отрывочным сведениям мне удалось узнать, что в свое время он окончил Великолукский сельскохозяйственный институт, получил специальность «ученый-агроном». Потом почти десять лет командовал колхозом. Как он оказался в монастыре, что заставило его так резко поменять образ жизни? Тайна сия великая есть.
       О своей прежней жизни Гавриил разговаривать категорически отказался, хотя из дальнейшей беседы можно было понять, что где-то далеко у него остались жена, дочь, которая давно уже вышла замуж и живет своим домом. На майские праздники в пустынь, например, приезжал зять, которого Гавриил лечил в местных источниках от какой-то экземы.
       — Он мне не верил, — улыбается мой собеседник. – Так я его хитростью туда окунул. Было это поздней осенью. Через полгода приехал: ни следа от воспаления не осталось. Да я и сам только благодаря этой воде живу. Когда из монастыря приехал на псковский автовокзал – не поверишь! — до автобусной остановки ровно два часа плелся. Так сердце колотилось. Думал, помру. Но ничего, Господь сподобил: сюда добрался и теперь хожу сам, без палочки.
       На самом деле странное место! И это не только мое мнение, потому что, например, уфологи убеждены, что одна из двух аномальных зон Северо-Запада расположена именно в Никандровой пустыни! Более того, здесь регулярно наблюдаются хрономиражи. К сожалению, в толковом словаре охотников за всякой нечистью мне не удалось найти этого слова, но один из коллег, побывавший в этих краях, признался, что видел (!) на развалинах монастыря какую-то странную фигуру в монашеском одеянии.
       — Длилось это секунд 20, а потом как-то пропало. Такое впечатление, что он зашел за дерево и… исчез.
       Зная трезвый нрав коллеги и его несуетность (в том смысле, что он лично довольно скептически относится ко всякого рода летающим тарелкам с питекантропами на борту), волей-неволей, а начинаешь верить в чудеса этих мест. К аналогичным можно отнести и случай, произошедший здесь еще во времена тоталитарного атеизма. Несмотря на партийные запреты, люди все равно приходили к святым купелям. Поэтому, чтобы раз и навсегда покончить с этими божественными настроениями, по приказу райкома подкатили к так называемому Желтому (радоновому!) источнику цистерну солярки и выпустили туда. Однако вскоре от ядовитой гадости и следа не осталось. Почему так произошло? Не дает ответа наука.
       В то же время инок Гавриил убежден, что помимо божественной святости у этих мест есть и вполне логичное объяснение чудодейственным силам воды и лечебной грязи Никандровой пустыни. Если посмотреть по карте, то этот монастырь расположен на одном и том же болоте, что и знаменитый курорт Хилово. В свое время исследованием его минеральных вод занимался в перерывах между написанием оперы «Князь Игорь» выдающийся химик Бородин. Впрочем, и до него слава об этих источниках гремела по всей России. Особенно монастырь стал популярен после Отечественной войны 1812 года, когда сюда начали приезжать блестящие кавалергарды, чтобы лечить подхваченную в любовных баталиях «французскую болезнь». Может быть, от этого и пошло его богатство? Которое, к слову, ищут до сих пор! Но особенно «золотая лихорадка» поразила новую большевистскую власть. Сначала были демонтированы и сняты знаменитые часы, украшавшие главную колокольню обители. Сейчас они тихо висят (даже не звонят!) на караульной башне бывшего Кадетского корпуса, где сегодня располагается областная администрация. А потом, где-то в начале тридцатых годов, поступил новый приказ, и стоявший неподалеку от пу€стыни танковый полк буквально по кирпичику растащил весь комплекс. Сохранился рассказ очевидцев, как сначала огромное пятиглавое здание было взорвано (внешне оно напоминало московский храм Христа Спасителя), а потом солдаты шли цепочкой, и каждый брал по одному кирпичу. Тем не менее клад так и не был найден. По некоторым сведениям, это почти 30 пудов золота и серебра!
       Не знаю, верить этому или нет, но говорят, что Божья кара коснулась тех, кто сровнял собор с землей: танковый полк был уничтожен фашистской авиацией буквально в первые часы войны. А потом на этом же месте немцы устроили концлагерь, где погибли более 80 тысяч советских военнопленных. Можно ли возложить на германское командование миссию о небесном возмездии? Не знаю, но это всего лишь факты.
       …Были когда-то на Псковской земле две самые знаменитые обители: Печорский монастырь и Никандрова пустынь. В последней, например, каждую осень устраивалась ярмарка, на которую съезжалось до 500 подвод из окрестных сел. Здесь также располагалась больница имени местночтимого святого Мордария. И даже после разрушения монастыря, стольких лет забвения, по словам того же Гавриила, каждый год сюда едут «черные» следопыты, чтобы «прозвонить» почву: а вдруг клад отзовется? Ведь он на самом деле есть! Другой вопрос: что считать кладом?
       
       P.S. Автор выражает искреннюю благодарность журналисту городской газеты «Новости Пскова» Олегу Константинову за помощь в организации этой поездки.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera