СюжетыОбщество

ХУТОРСКОЙ БУНТ: ТАИНСТВЕННЫЙ И НЕПОНЯТНЫЙ

Этот материал вышел в номере № 67 от 12 Сентября 2002 г.
Читать
На 16 сентября в Украине назначена революция. Анонсирована она была полтора месяца назад. Понятно, что, засветив свои планы заблаговременно, революционеры тем самым заверили власть: телефон, телеграф и т.п. они захватывать не собираются....

Н

а 16 сентября в Украине назначена революция. Анонсирована она была полтора месяца назад. Понятно, что, засветив свои планы заблаговременно, революционеры тем самым заверили власть: телефон, телеграф и т.п. они захватывать не собираются.

Традиционно различия русского, украинского характеров принято объяснять различием в методах ведения сельского хозяйства. Суровые климатические условия вынуждали россиян к общинным формам. Напротив, в более южной Украине исконно процветали хутора. Может быть, поэтому во время всех российских революций толпы стремились захватить различные общественные здания: Зимний, Белый дом, «Останкино». Украинцы же даже в лютые морозы старались обустроиться, разбивая на обледеневших плитах Майдана Незалежности утлые палатки. Организаторы акции «Восстань, Украина» тоже закупают палатки и биотуалеты.

Начать ее планируется многотысячными митингами во всех крупных городах. Манифестанты будут требовать отставки Леонида Кучмы. Никто не верит в то, что президент тут же послушается и уйдет. Поэтому акция заранее объявлена бессрочной.

Изначально к светлому будущему украинский народ собирались вести четыре политика: бывшая газовая принцесса, ныне узница совести Юлия Тимошенко, автор «кассетного скандала» Александр Мороз, главный коммунист Петр Симоненко и… тень Виктора Ющенко. Дело в том, что самый рейтинговый политик страны ставить свою подпись под пламенным воззванием в июле поостерегся. За него это сделал ближайший соратник Роман Безсмертный.

На превращение тени в тело, очевидно, и был отведен столь длительный подготовительный период. Парадокс украинской политики заключается в том, что самый невнятный политик определит успех или неуспех предстоящей акции. Виктор Ющенко на баррикадах будет смотреться примерно так же, как Грызлов или Слизка, с той разницей, что посмотреть на двух этих персонажей в России вряд ли кто выйдет, а вот послушать речи своего «мессии» украинцы соберутся.

Этот парадокс прекрасно понимали и в администрации президента. Поэтому в течение всего инкубационного периода грядущей революции окружение Кучмы стремилось заболтать именно Ющенко, игнорируя пламенные речи остальных радикалов.

«Мессия», казалось, был склонен к убалтыванию. Он посещал президента на даче в Крыму, писал ему жалобные письма и всячески уклонялся от ответа на вопрос, выйдут ли его сторонники на улицы 16 сентября.

Власть подсовывала инфантильному обладателю самого высокого рейтинга пряник за пряником. Хотел Ющенко, чтобы президент поставил свою подпись под неким договором, обеспечивающим переход страны к парламентско-президентской республике, Кучма месяца три подумал и согласился. Меняйте, сказал, Конституцию, урезайте президентские полномочия.

Ющенко опять заломался. Это ж сколько времени пройдет, пока Рада Конституцию поменяет, а он сейчас поруководить хочет. Совсем по-детски: ведь это я выборы выиграл.

Ладно, говорит Кучма, создавай коалиционное правительство и возглавляй его. Но Конституцию все равно менять надо. А Ющенко опять ломается, прямо как ребенок, которому никак не удается обхитрить родителей. Он юлит, придумывает отговорки, а сказать напрямую, чего ему хочется, боится.

А хочется ему повторить славный путь В.В. Путина: премьер–преемник–президент. Но своим преемником Кучма делать Ющенко не собирается. Прежде всего потому, что понимает: мягкотелый «мессия» не сможет обеспечить ему личной безопасности, как Путин Ельцину. На него чуть-чуть нажми, он и сдаст своего названого отца (папой Ющенко назвал Кучму после того, как тот его в отставку отправил).

Если бы торги украинского президента с рейтингоносным политиком происходили один на один, думается, дожал бы его Леонид Данилович. Но беда в том, что революционеры вместе со всей украинской демократической интеллигенцией просто отдирали Ющенко от Кучмы. Неслучайно вывезла его Юлия Тимошенко во Львов на траурный митинг, посвященный 40 дням трагедии на аэродроме. Там среди прочих революционных лозунгов мелькнул и такой: «Ющенко, вы с народом или с Кучмой?». Толпа, благосклонно реагировавшая на пламенные речи Тимошенко, «мессию» встретила как-то холодновато, а одного из его соратников просто-таки освистала. А тут еще и социологи масла в огонь добавили: падает рейтинг у победителя парламентских выборов.

Может быть, Ющенко и дальше продолжал бы бояться прежде всего самой Юли, но ее и тут женское чутье не подвело. В прошлый понедельник Тимошенко пообещала уступить Виктору Андреевичу в президентской гонке, в случае если оппозиция выступит единым фронтом. Дожали «мессию»: во вторник он пообещал выйти на митинг 16 сентября.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow