СюжетыОбщество

КОРТЕЖ ОСТАНОВИЛА КАТАСТРОФА

Этот материал вышел в номере № 67 от 12 Сентября 2002 г.
Читать
9 сентября на объездной дороге Петропавловск — Елизово произошла автокатастрофа. Машины кортежа секретаря Совета безопасности России Владимира Рушайло столкнулись с шедшим навстречу джипом. Пятеро человек погибли, много пострадавших...

9 сентября на объездной дороге Петропавловск — Елизово произошла автокатастрофа. Машины кортежа секретаря Совета безопасности России Владимира Рушайло столкнулись с шедшим навстречу джипом. Пятеро человек погибли, много пострадавших

А

втомобильный кортеж на высокой скорости двигался из Петропавловска в Вилючинск по осевой линии дороги. Его сопровождали губернатор Камчатской области Михаил Машковцев, председатель областного Совета народных депутатов Николай Токманцев, сотрудники областной администрации, аппарата полномочного представителя президента в ДВФО К. Пуликовского, московские журналисты.

Примерно в 17.30 между 13-м и 14-м километрами трассы навстречу кортежу вылетел джип «Тойота Хай Люкс Сурф», который двигался, прижавшись к обочине. «Разводящая» машина Госавтоинспекции проскочила вперед, за ней — вторая.

Увидев, что джип от резкого торможения завертело и выносит на полосу движения колонны, водитель Федеральной службы безопасности старший прапорщик Владимир Шаталин попытался развернуть «Волгу», чтобы прикрыть своим автомобилем машину «охраняемого лица». В «Волге» находились полковник ФСБ Юрий Шаров и два офицера Федеральной службы охраны президента РФ. Машина не успела стать, как того требует инструкция, поперек дороги: столкновение произошло, когда автомобили мчались навстречу друг другу со скоростью не менее 100 км в час.

Врезавшись в «Волгу», джип подмял ее под себя, пролетел вперед и скользящим ударом зацепил следовавший за машиной ФСБ микроавтобус. В нем сидели В. Рушайло, М. Машковцев, Н. Токманцев, замполпреда В. Трегубов, замсекретаря Совбеза Н. Соловьев. Все они с различными травмами были доставлены в Камчатскую областную больницу.

Трое офицеров, находившихся в «Волге», скончались на месте. Это сотрудники Камчатского управления ФСБ Юрий Шаров, Владимир Шаталин и офицер ФСО Владимир Кульбацкий. Погибли и пассажиры джипа — Игорь Антоненко и Петр Пак.

В 17.38 к месту катастрофы были вызваны семь машин «скорой помощи». В реанимацию были доставлены девять человек, состояние двоих — водителя микроавтобуса Николая Ильина и водителя джипа — медики оценили как «очень тяжелое».

До сих пор в тяжелом состоянии находится и губернатор Михаил Машковцев. У него закрытая черепно-мозговая травма, перелом руки, перегородок носа. Колотыми осколками повреждены мягкие ткани лица, из-за чего серьезно затруднено дыхание. В ночь с 9 на 10 сентября его подключили к аппарату искусственного вентилирования легких, и только совсем недавно Михаил Борисович пришел в сознание.

Курс реабилитационного лечения проходит Николай Токманцев. Во вторник ему была сделана операция на сломанном бедре. У него также закрытая черепно-мозговая травма, но состояние стабильное.

В стабильном состоянии находится и Виктор Трегубов, замполпреда, получивший черепно-мозговую травму средней тяжести. В крайне тяжелом состоянии остается водитель микроавтобуса Николай Ильин.

На следующий день после катастрофы для обследования Владимира Рушайло, который получил сотрясение мозга, переломы и ушибы, из Центральной клинической больницы Москвы прибыли медики. Они решили перевезти секретаря Совбеза, его первого заместителя Николая Соловьева и помощника Михаила Митина для дальнейшего лечения в столицу. 10 сентября около 18.00 они покинули Камчатку.

Прокуратура области, РУФСБ, УВД ведут расследование происшедшего. В первые же часы после катастрофы водитель джипа официально был назван виновником трагедии. Один из пассажиров «Сурфа», которому чудом удалось остаться в живых, — житель Пензы, приехавший в гости к хозяину автомобиля погибшему Петру Паку, — сообщил следствию, что все находившиеся в джипе люди были пьяны.

На Петра Чистякова заведено уголовное дело по статье «Нарушение правил дорожного движения». Заведено уголовное дело и по факту халатного отношения к должностным обязанностям ГИБДД области.

Кортеж Рушайло был составлен сотрудниками Федеральной службы охраны президента по традиционной схеме. Впереди — два автомобиля ГИБДД, которые должны были расчищать дорогу, приказывая всем машинам прижаться к обочине и снизить скорость. За ними следовали «Волга» сопровождения, охраняемый микроавтобус, еще одна машина охраны, другие автомобили кортежа.

Колонна двигалась на большой скорости. Дорога была мокрая, скользкая, спускался туман. Особенности этой трассы — частые повороты, сужения, через каждые 50 метров заплатки и совсем не безобидные ямки… Одну из них видно на снимке, совсем рядом со столкнувшимися машинами.

Сегодня уже нет сомнений в том, что погибшие офицеры ценой своих жизней спасли от смерти пассажиров микроавтобуса. Но, наверное, этих жертв можно было избежать. Не ясно, честно говоря, зачем надо было гнать эскорт секретаря Совбеза через камчатские поля на такой большой скорости. Перестраховка? В таком случае почему не было совсем перекрыто движение на трассе, по которой наши водители привыкли выжимать не меньше 100 км в час? Понятно, увидев мигалки и услышав сирены, многие из них терялись. Журналистам известны, кстати, обстоятельства встреч некоторых водителей Петропавловска с кортежем Рушайло на Паратунской и Елизовской трассах. Они пугались и в панике начинали метаться по дороге, когда из-за закрытого поворота на них влобовую вылетали автомобили колонны, создавая аварийные ситуации.

Комментировать катастрофу «силовики» области пока отказываются. Журналистов, приехавших на место трагедии, не подпустили даже к ограждению. Категорически были запрещены фото- и видеосъемки, никто не решался предоставить СМИ официальную информацию. Замначальника УВД области И. Данкулинец и прокурор области А. Войтович лично «разгоняли» корреспондентов, рекомендуя им забыть закон о СМИ.

11 сентября на Камчатке был объявлен день траура. Погибшие офицеры посмертно будут представлены к правительственным наградам. Сотрудники департамента финансов и бюджетной политики областной администрации уже получили распоряжение выделить средства для оказания материальной помощи семьям погибших. Первоначально называется сумма 25 тысяч рублей.

Во время болезни губернатора Камчатской области М. Машковцева его обязанности будет исполнять первый заместитель Владислав Грибков. В связи со случившимся он был досрочно отозван из приморской командировки. До его приезда 11 сентября областью руководил другой первый заместитель губернатора — Наталья Рязанцева. Обязанности председателя областного Совета народных депутатов на время болезни Н. Токманцева сегодня исполняет его заместитель Марат Гагиев.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow