Сюжеты

ПРОФЕССИОНАЛЫ ПОБЕДЫ

Этот материал вышел в № 67 от 12 Сентября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

21 сентября в Новом драматическом театре — премьера спектакля «Профессионалы победы» по пьесе Александра Гельмана. Режиссер-постановщик — Вячеслав Долгачев, в главных ролях – Борис Щербаков и Лев Дуров. Действие происходит в 2017 году, в...


       
       21 сентября в Новом драматическом театре — премьера спектакля «Профессионалы победы» по пьесе Александра Гельмана. Режиссер-постановщик — Вячеслав Долгачев, в главных ролях – Борис Щербаков и Лев Дуров.
       Действие происходит в 2017 году, в канун президентских выборов в России. Происходит в мире, протертом пиаром до дыр, виртуальном до нереальности. Впрочем, это понятно уже по первым страницам драмы. Они любезно предоставлены «Новой газете» для публикации Александром Гельманом.
       Напомним, что первая редакция пьесы была опубликована в 2000 г. в сборнике Александра Гельмана, Александра Кабакова и Дениса Драгунского «Сценарии для России» — сборнике столь же политологическом, сколь литературном.
       Ныне текст переработан и дополнен автором. С учетом все нового и нового исторического опыта
       
       (Действие пьесы происходит в 2017 году)
       
       АКТ ПЕРВЫЙ
       Помещение в телевизионной студии. Расположившись в креслах друг против друга, сидят: ВЕДУЩАЯ — восточного типа женщина лет сорока — и ГОСТЬ программы — мужчина тех же лет, высокий, широкоплечий. ВЕДУЩАЯ сосредоточена, напряжена, будто находится в кабине самолета и должна сейчас совершить свой первый в жизни прыжок на парашюте. ГОСТЬ озабоченно смотрит на нее, ему немного не по себе.
       ВЕДУЩАЯ (смотрит прямо перед собой — в камеру). Добрый вечер, господа. Добрый вечер, дорогие зрители. Начинаем очередной выпуск передачи «Лицом к лицу». В студии я, Катя Амирова. Сегодня у меня очень непростая передача. Дело в том, что моим гостем сегодня должен был быть Олег Павлович Табаков, которому послезавтра исполняется 80 лет. Но неожиданно меня вызвало мое начальство и велело вместо Олега Павловича срочно пригласить (показывает рукой на мужчину) Олега Петровича... Дубова, кандидата в президенты России, сына президента России Петра Матвеевича Дубова, погибшего во Владивостоке от взрыва на мосту по дороге в аэропорт. Я пыталась отказаться — во-первых, было неудобно перед патриархом нашей сцены Олегом Павловичем, старику морочила голову целый месяц, во-вторых, с Дубовым-сыном я незнакома, до сегодняшнего дня видела его только на экране телевизора, Дубова-отца...
       ГОСТЬ (перебивает). Послушайте, зачем это все, что вы делаете?
       ВЕДУЩАЯ (продолжает ранее начатую тему). Дубова-отца я не считаю, как некоторые, выдающимся человеком и политиком. На мой взгляд, семь лет его президентства принесли России больше вреда, чем пользы. Так называемый «серединный путь», который он...
       ГОСТЬ (перебивает). Не «серединный», а «срединный» — без «е» после «с»...
       ВЕДУЩАЯ (сдерживая раздражение). Тот путь, который он проповедовал и который тепeрь, судя по всему, намерен продолжить Дубов-сын, — это попытка узаконить перманентную бедность, что-то архаичное, полукитайское. Тише едешь — ближе будешь от того места, откуда едешь.
       ГОСТЬ. Остановитесь...
       ВЕДУЩАЯ (не обращает внимания). Я понимаю, что это скандал на всю страну, но я не могу... Здесь, на моей передаче, не должно быть непрошеных гостей!
       ГОСТЬ. Остановитесь!
       ВЕДУЩАЯ (подчеркнуто холодно, официально). Господину Дубову сорок один год, родной сын президента и сам хочет стать президентом на предстоящих через три месяца – седьмого ноября две тысячи семнадцатого года, в день столетия Октябрьской революции — досрочных выборах. (Поворачивает голову к гостю. Почти откровенно издевательски). Здравствуйте, уважаемый Олег Петрович! Приветствую вас в нашей студии! (Берет со стола листочек.) К диалогу с такой важной персоной, как вы, я, увы, не готова. Вам предоставляется возможность произнести предвыборный монолог. У вас есть двадцать пять минут, миллионы зрителей, прошу.
       ГОСТЬ (взволнован, старается взять себя в руки). Могу я вам задать один вопрос?
       ВЕДУЩАЯ. Не надо мне задавать вопросы. Излагайте свою программу, все, что хотите. Вся страна вас слушает. Телезрители уже перезваниваются: на седьмом канале скандал! – я вам рекламу сделала... а вы обижаетесь!
       ГОСТЬ (жестко). Я могу вам задать один вопрос?
       ВЕДУЩАЯ. Используйте время, ваше время уходит!
       ГОСТЬ. Сколько вам заплатили, чтобы вы сделали то, что сейчас делаете?
       ВЕДУЩАЯ (лицо стало красным, потом белым). Что-что?
       ГОСТЬ (голос дрожит, почти плачет). Какая партия заплатила вам за этот концерт? Я прошу рассказать телезрителям!
       ВЕДУЩАЯ (хохочет, резко обрывает смех, лицо жесткое, беспощадное). Послушайте, господин Дубов, вы вообще представляете, что вы говорите? Вы слышите себя?
       ГОСТЬ. А вы? Вы себя слышите? Люди вам доверяют, и вдруг вы заявляете на всю страну…
       ВЕДУЩАЯ. Я свободный человек, свободный журналист!
       ГОСТЬ. Я тоже свободный человек. Я ничем не заслужил ваших оскорблений!
       ВЕДУЩАЯ. Я вас не оскорбляла. Это неправда!
       ГОСТЬ. Правда! Вы — фабрика по производству каких угодно эмоций. Когда моего отца убили, вы о нем тогда сказали очень теплые слова, я был тронут... Но теперь я понимаю, просто в тот день фабрика получила другой заказ.
       ВЕДУЩАЯ. Да, я была возмущена подлым убийством. Но я не хочу ввязываться в обсуждение личностей вашего отца и вашей, господин Дубов. Вы прекрасно знаете, что это небезопасно.
       ГОСТЬ. В каком смысле?
       ВЕДУЩАЯ. Вы прекрасно знаете, в каком. В прямом. Пиф-паф, ой-ой-ой, умирает зайчик мой!
       ГОСТЬ. Пять минут назад вы заявили на всю страну, что не знаете меня, я вам неинтересен, теперь оказывается, что я вам страшен — бандит! И отец мой, президент Дубов, был бандит. (Меняет тон.) Значит, так. Я попрошу вас обосновать свои обвинения.
       ВЕДУЩАЯ. Во-первых, вы сами только что, минуту назад, меня необоснованно...
       ГОСТЬ (перебивает). Я прошу прощения... Но теперь ваша очередь. Или докажите, или просите прощения. Я жду.
       Ведущая внимательно смотрит на него, но молчит.
       ГОСТЬ (выходит из себя). Я жду! Или докажите, или прошу выйти вон отсюда!
       ВЕДУЩАЯ. Во-первых, не командуйте, вы еще не президент и, надеюсь, никогда им не будете...
       ГОСТЬ (кричит). Кто вам дал право?!
       ВЕДУЩАЯ. Какое право? Вы имеете право надеяться, что будете президентом, а я не имею права надеяться, что вы не будете президентом?
       ГОСТЬ. Я услышу что-нибудь конкретное?
       ВЕДУЩАЯ. Услышите. Пожалеете, что у вас есть уши.
       ГОСТЬ. Я готов выслушать любые обвинения. Слушаю вас, госпожа Амирова!
       ВЕДУЩАЯ. Сначала послушаем вопросы телезрителей, они уже звонят. (В микрофон.) Говорите! Мы вас слушаем!
       ГОЛОС МУЖЧИНЫ. Господин Дубов, у вашего отца была замечательная идея: переселить всех чеченцев на Курильские острова и уже вместе с чеченцами вернуть острова Японии… Не намерены ли вы осуществить…
       ГОСТЬ (перебивает). Так это же была шутка. На одном из приемов в Кремле отец спросил посла США, как бы, на его взгляд, отнеслась Япония к такому предложению. Посол США счел это важной информацией, тут же передал послу Японии… ну и…
       ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Алле, я вас не слышу!
       ВЕДУЩАЯ. А мы вас слышим очень хорошо, задавайте свой вопрос.
       ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ. Господин Дубов, вопрос у меня к вам простой: почему вы хотите стать президентом, для чего?
       ГОСТЬ. Я хочу продолжить тот политический курс, который проводился в течение семи лет моим отцом. Этот курс он обозначил как «срединный путь». Еще раз назову его основополагающие принципы. Внутренняя политика. Усиление государственного регулирования в экономике. Вместо стремления одним рывком добиться крутого перелома обеспечить медленное, но поступательное продвижение. Одновременно, с помощью продуманной налоговой стратегии, устраняются крайности социального неравенства. Внешняя политика: лучше длинные переговоры, чем короткая война. Судя по тому, что отец был переизбран на второй срок, общество одобрило его программу. Лучшим памятником моему отцу является возможность произнести следующую фразу: сегодня в России даже на самую маленькую пенсию прожить можно. Все эти годы я стоял рядом с отцом, фактически был его первым помощником. Это дает мне моральное право претендовать на роль продолжателя его дела.
       ВЕДУЩАЯ. Говорите!
       ГОЛОС ДРУГОЙ ЖЕНЩИНЫ. Как идет следствие по делу об убийстве вашего отца? Кого вы лично подозреваете?
       ГОСТЬ. Мой отец получил в наследство страну мафиозных кланов. Мафия была подавлена. В Москве, по существу, полностью ликвидированы так называемые крыши. Число заказных убийств сократилось в четыре раза. Не исключено, что недобитые мафиози отцу и отомстили. Что же касается следствия, пока нет ничего обнадеживающего.
       ВЕДУЩАЯ. Говорите!
       ГОЛОС МУЖЧИНЫ. Олег Петрович, несколько дней назад ваш главный соперник вице-президент Богданович, исполняющий в настоящее время обязанности президента, заявил, что, по данным спецслужб, на его жизнь может быть совершено покушение. Кто заинтересован в устранении Богдановича?
       ГОСТЬ. Я уверен, что в покушении на Богдановича заинтересован прежде всего сам Богданович. Станислав Станиславович — человек опрометчивый и рисковый. Он вполне способен организовать выстрел по какой-нибудь незначительной части своего тела. Я его хорошо знаю. Он был ведущим политиком Белоруссии переходного периода. Оказавшись временно в кресле президента России, он делает все для того, чтобы закрепиться на вершине власти. Для него это вопрос жизни или смерти. За оставшееся до выборов время Богданович натворит еще много чего.
       ВЕДУЩАЯ. Слушаем еще один звонок, последний. Говорите!
       ГОЛОС ДРУГОГО МУЖЧИНЫ. Вы меня слышите, Дубов-сын?
       ГОСТЬ. Я слушаю вас очень внимательно.
       ГОЛОС МУЖЧИНЫ. Я хочу вам сказать, что вы не сын, а пасынок! Как вам не стыдно! Вместо того чтобы оплакивать отца, вы строите карьеру на его смерти. Если Россия выберет вас, я отрекусь от своей нации!
       ГОСТЬ. Если это будет единственная потеря русской нации, то я советую народу проголосовать за меня.
       ВЕДУЩАЯ (выключает связь. Сразу). Господин Дубов, вам о чем-то говорит цифра двести тридцать два?
       ГОСТЬ. Какая цифра?
       ВЕДУЩАЯ. Двести тридцать два — это число бандитов, мафиози, которые за годы президентства вашего отца были осуждены на длительные сроки или уничтожены во время задержания...
       ГОСТЬ. Откуда у вас эта цифра?
       ВЕДУЩАЯ. Когда стали выяснять…
       ГОСТЬ. Кто стал выяснять?
       ВЕДУЩАЯ. Я прошу не перебивать. То вы требовали факты, а теперь, когда я... вы перебиваете. Вот посмотрите (разворачивает перед гостем большой лист бумаги) — видите, группировки: солнцевская, армянская, омская и так далее. Видите — против каждой группировки стоит число задержанных и убитых бандитов, причем в большинстве случаев были уничтожены главари. И только в дальневосточной группировке не пострадал за семь лет президентства вашего отца ни один человек! Вам о чем-то это говорит?
       ГОСТЬ. Мой отец проработал на Дальнем Востоке больше двадцати лет, прошел там путь от секретаря обкома комсомола до губернатора… Поэтому те люди, которые дали вам эти списки, не исключено, связаны с Богдановичем... (Рукой останавливает ведущую.) Спокойненько! Эта новая грязная легенда о связях президента Дубова с дальневосточной мафией...
       ВЕДУЩАЯ. Не просто о связях...
       ГОСТЬ. Правильно, мой отец возглавлял дальневосточную группировку, которая сменила в Кремле питерскую. Его бандитская кличка — Дубина. А президентом Российской Федерации он был по совместительству. Всеми делами заправлял Ефим Миндлер, второй человек в дальневосточной мафии. Что вполне правдоподобно, поскольку они знакомы с отцом еще по Приморскому крайкому комсомола. Одним словом, дальневосточная мафия, полностью приватизировав Российское государство, расправилась с конкурентами. Никакого движения «срединный путь» не существует, придумал эту байку тот же Ефим Миндлер!
       ВЕДУЩАЯ. Вы упустили одну деталь.
       ГОСТЬ. Какую же?
       ВЕДУЩАЯ. О себе ничего не сказали.
       ГОСТЬ. Со мной все ясно. Я — ставленник дальневосточной мафии, она финансирует мою предвыборную кампанию... и готовит покушение на моего главного соперника Станислава Станиславовича Богдановича. Теперь все сказал? Или еще что-то упустил?
       ВЕДУЩАЯ. Если убрать некоторое ерничанье и браваду — все.
       ГОСТЬ. То есть, выходит, сделал за вас работу. Тогда мне причитается часть вашего гонорара.
       ВЕДУЩАЯ. Какого гонорара?
       ГОСТЬ. За эту передачу. Десять-то процентов мне положено... за то, что я вам подыгрывал. А насколько мне известно, вы получили предоплату — пятнадцать тысяч баксов.
       ВЕДУЩАЯ. Опять начинаете?
       ГОСТЬ. А мне уже нечего терять — президентом после вашей передачи меня не изберут, дело ясное... (Достает из-под кресла, на котором сидит, увесистый портфель. Ставит портфель на колени, открывает.) Так что с вас причитается полторы тысчонки...
       ВЕДУЩАЯ. Вы только что просили прощения за клевету!
       ГОСТЬ. Правильно, я просил прощения за бездоказательные обвинения. Пока доказательства лежали в этом портфеле, я обязан был просить прощения. (Вынимает из портфеля и кладет на столик одну за другой штук восемь аудио- и видеокассет.)
       ВЕДУЩАЯ (мгновенно помрачнела, осунулась. Показывает пальцем на кассеты). Что это такое?
       ГОСТЬ. Записаны все переговоры, которые вел ваш супруг по поводу этой передачи. На даче у приятеля Станислава Станиславовича...
       ВЕДУЩАЯ (орет). Это провокация! Это подделка! Это штучки вашего Ефима Марковича!
       ГОСТЬ. Он не Ефим Маркович, он Ефим Ма-ка-ро-вич. Ефим Макарович Миндлер. Он и просил передать вам эти кассеты...
       ВЕДУЩАЯ. Мне? Мне не надо! Убирайте! И убирайтесь!
       ГОСТЬ. Как вам будет угодно. Это серьезный материал, ни о какой подделке речи быть не может...
       ВЕДУЩАЯ. Вон!
       ГОСТЬ. Давайте я поставлю одну кассеточку (достает из портфеля портативный магнитофончик), вы сразу узнаете голос вашего мужа...
       ВЕДУЩАЯ. Я сказала: убирайтесь!
       ГОСТЬ. ...то место, где он торгуется, отстаивает ваши финансовые интересы: они предлагают десять...
       ВЕДУЩАЯ. Я никаких денег не видела! Я ничего не знаю! Если он что-то делал за моей спиной, пусть сам отвечает! Я с ним даже не расписана! Вон отсюда! Убирайтесь! Сволочи! (Сметает со стола все кассеты, затем в неистовой ярости хватает с пола одну кассету за другой, швыряет в уходящего Гостя.)
       Неожиданно раздаются чьи-то аплодисменты.
       ГОЛОС ЕФИМА МАКАРОВИЧА. Стоп! Стоп! Марина, пожалейте кассеты! Репетиция окончена!
       Входит ЕФИМ МАКАРОВИЧ — крупный, грузный мужчина лет шестидесяти. Он явно недоволен представлением. Несмотря на полноту, он легко, уверенно передвигается. Подходит поближе к декорации, где расположились участники этой пока непонятной репетиции.
       МАРИНА. Ефим Макарович, все плохо, да?
       ЕФИМ МАКАРОВИЧ (сдерживая раздражение). Не плохо, а очень плохо. (Обращается к Марине.) Я поставил перед вами совершенно конкретную задачу: подготовить Олега Петровича к встрече с Катей Амировой.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera