СюжетыОбщество

РОМАН ГАРИ И АРТИЛЛЕРИЯ НА ПРЕЧИСТЕНКЕ

Этот материал вышел в номере № 67 от 12 Сентября 2002 г.
Читать
Эльдар РЯЗАНОВ: Актеры новой генерации ничуть не хуже Смоктуновского и Ефремова Переулок меж Пречистенкой и Сивцевым Вражком. Угловой особнячок — одноэтажный непритязательный московский ампир, надежно хранящий тепло своего времени: знать,...

Эльдар РЯЗАНОВ: Актеры новой генерации ничуть не хуже Смоктуновского и Ефремова

П

ереулок меж Пречистенкой и Сивцевым Вражком. Угловой особнячок — одноэтажный непритязательный московский ампир, надежно хранящий тепло своего времени: знать, так уж строили в пушкинскую эпоху… На фасаде, меж окон гостиной, — охранная бронзовая табличка «1819. Дом В.И. Штейнгеля». Впрочем, этот паспорт дома декабриста в кадр вряд ли попадет.

Распахнуты ворота во двор, выстроена (и тут же «состарена» до серо-зеленоватого цвета) бревенчатая конюшня. Поверх асфальта уложена брусчатка позапрошлого века — реквизит из литого пластика. Торфяной дым отечества и предосенний ясный, холодноватый свет бабьего лета на тишайшей Пречистенке создают воздух и фон будущего фильма.

В воротах особняка меж рябиной и яблоней (на глаз — это сорт «малиновка», но до розово-багряных яблок старого дерева явно можно дотянуться лишь из окон мезонина) стоит артиллерийское орудие конца XIX века. Пушка цвета «суворовской зелени» глядит в упор, ступицы колес выкрашены алым, как выпушки-петлички канонирского мундира.

А в глубине двора на фоне комодов, полукресел и одноногих ампирных столиков-геридонов, еще не внесенных в дом, Эльдар Александрович РЯЗАНОВ говорит съемочной группе:

— Завтра начинаем: все бегут, все бегут! Знаете эту историю? Рошаль снимал на вокзале: «Все бегут, все бегут, все бегут!» — «Григорий Львович, почему же «все бегут»?» — «Все бегут, все бегут! Потому что революция!»

Но будущий фильм Эльдара Рязанова к революции отношения не имеет. В основе сценария — вольное переложение пьесы острого и легкомысленного французского комедиографа Жоржа Фейдо. Рабочее название фильма «Ключ от спальни». А действие происходит в Петербурге в 1914 году — под музыку Андрея Петрова, под романсы на стихи Ахматовой, Блока, Северянина…

— Ни слова политики! Это будет комедия! А пушка во дворе — потому что в этом доме живет отставной артиллерист, который воевал в Порт-Артуре. И у него на службе состоит бывший канонир. Вот потому у них эта реликвия.

Я счастлив, что встретился с новым поколением артистов в этой картине. В ней снимаются Николай Фоменко, Сергей Маковецкий, Сергей Безруков, Владимир Симонов, Евгения Крюкова, Наталья Щукина…

Фоменко у меня снимается второй раз, Наталья Щукина — третий. Остальные — впервые. Я познакомился с замечательно талантливыми людьми, которые ничуть не хуже мастеров моего поколения, — я говорю о Смоктуновском, Евгении Евстигнееве, Юрии Яковлеве, Олеге Ефремове. Актеры новой генерации не хуже. И я очень рад, что работаю с ними.

— Прошла информация по интернету, что ваш фильм снимается в долг. Неужели это так? И почему?

— Потому что нет денег. Поэтому и снимается в долг.

— Кто же ваш кредитор?

— Кредиторов у нас много... Просто нам дали денег — по отношению к смете фильма — только половину. О второй половине сказали: «Ищите». И мы ищем. Кто-то что-то обещает… Но сейчас, пока лето, провести съемки абсолютно необходимо! Поэтому мы снимаем в долг.

— Съемочный период будет длиться…

— Еще дней десять. Мне важно сейчас — снять! А дальше мы будем снова искать деньги, чтобы провести монтаж, озвучание, запись музыки. А потом будем искать деньги на печать копий…

В издательстве «Вагриус» вот-вот выйдет книга Э.А. Рязанова «Эльдар-ТВ» — своего рода «мемуары по мотивам» «Кинопанорамы» и цикла передач «Парижские тайны». Среди героев — Анна Ахматова, Ольга Хохлова, Анни Жирардо, Гала Дали, Зиновий Пешков, Клод Лелуш, Роман Полански, Роже Вадим, Жан Маре, Шарль Азнавур. Беседы с героями переходят в воспоминания, воспоминания — в эссе о тех, с кем не успел встретиться автор книги.

— Эльдар Александрович, вы явно любите всех героев своей книги. Возможно ли определить, кто вам наиболее интересен?

— Роман Гари. Я не застал его в живых. И прочел его книги не так давно. Наверное, лет шесть назад.

— Первым был роман «Обещание на рассвете»?

— Нет. Все началось с письма из Днепропетровска. От женщины... я запомнил, ее звали Лилия Павловна Кулиш. Она смотрела мою французскую передачу и написала: «Я вам хочу подкинуть одно имя». И прислала книжку Гари. Не помню, какую. Может быть, это были «Корни неба» — его гонкуровский роман. Я начал читать. И очень увлекся! Узнал биографию, кое-что почитал... Узнал, что он русский, что настоящее его имя Роман Касаев, что мать увезла его в эмиграцию ребенком в годы революции, что иммигрант стал блестящим французским прозаиком, сценаристом, дипломатом, консулом Франции в Лос-Анджелесе, спикером ООН. А до того, в юности, — героем войны, одним из первых, кто в деморализованной, захваченной гитлеровцами Франции 1940 года встал под знамя де Голля…

А главное — он был действительно замечательным писателем! Конечно, «Обещание на рассвете» — это сумасшедшая книга, лучше книги о матери я не читал никогда. И сама фигура потрясающая! Самый интересный роман Гари — то, что он сделал в жизни.

— …Если вернуться от книги к съемкам фильма: в какой-то степени ваша будущая комедия социальна?

— Ни в малой мере! Люди, которые снимают кино, — это взрослые, играющие вот в такую игрушку. И раньше мы думали, что, играя в эту игрушку, потрясем сердца, за нами пойдут массы, мы раскроем глаза на правду... Сейчас вся эта идеологическая мишура как бы слетела.

Я доволен тем, что у меня талантливые коллеги — оператор, художник, актеры, что мы валяем дурака, что мы делаем какие-то смешные вещи… И нам хотелось бы, чтобы эта радость игры передалась зрителям.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow