Сюжеты

РОМАН ГАРИ И АРТИЛЛЕРИЯ НА ПРЕЧИСТЕНКЕ

Этот материал вышел в № 67 от 12 Сентября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Эльдар РЯЗАНОВ: Актеры новой генерации ничуть не хуже Смоктуновского и Ефремова Переулок меж Пречистенкой и Сивцевым Вражком. Угловой особнячок — одноэтажный непритязательный московский ампир, надежно хранящий тепло своего времени: знать,...


Эльдар РЯЗАНОВ: Актеры новой генерации ничуть не хуже Смоктуновского и Ефремова
       
       Переулок меж Пречистенкой и Сивцевым Вражком. Угловой особнячок — одноэтажный непритязательный московский ампир, надежно хранящий тепло своего времени: знать, так уж строили в пушкинскую эпоху… На фасаде, меж окон гостиной, — охранная бронзовая табличка «1819. Дом В.И. Штейнгеля». Впрочем, этот паспорт дома декабриста в кадр вряд ли попадет.
       Распахнуты ворота во двор, выстроена (и тут же «состарена» до серо-зеленоватого цвета) бревенчатая конюшня. Поверх асфальта уложена брусчатка позапрошлого века — реквизит из литого пластика. Торфяной дым отечества и предосенний ясный, холодноватый свет бабьего лета на тишайшей Пречистенке создают воздух и фон будущего фильма.
       В воротах особняка меж рябиной и яблоней (на глаз — это сорт «малиновка», но до розово-багряных яблок старого дерева явно можно дотянуться лишь из окон мезонина) стоит артиллерийское орудие конца XIX века. Пушка цвета «суворовской зелени» глядит в упор, ступицы колес выкрашены алым, как выпушки-петлички канонирского мундира.
       А в глубине двора на фоне комодов, полукресел и одноногих ампирных столиков-геридонов, еще не внесенных в дом, Эльдар Александрович РЯЗАНОВ говорит съемочной группе:
       — Завтра начинаем: все бегут, все бегут! Знаете эту историю? Рошаль снимал на вокзале: «Все бегут, все бегут, все бегут!» — «Григорий Львович, почему же «все бегут»?» — «Все бегут, все бегут! Потому что революция!»
       Но будущий фильм Эльдара Рязанова к революции отношения не имеет. В основе сценария — вольное переложение пьесы острого и легкомысленного французского комедиографа Жоржа Фейдо. Рабочее название фильма «Ключ от спальни». А действие происходит в Петербурге в 1914 году — под музыку Андрея Петрова, под романсы на стихи Ахматовой, Блока, Северянина…       
       — Ни слова политики! Это будет комедия! А пушка во дворе — потому что в этом доме живет отставной артиллерист, который воевал в Порт-Артуре. И у него на службе состоит бывший канонир. Вот потому у них эта реликвия.
       Я счастлив, что встретился с новым поколением артистов в этой картине. В ней снимаются Николай Фоменко, Сергей Маковецкий, Сергей Безруков, Владимир Симонов, Евгения Крюкова, Наталья Щукина…
       Фоменко у меня снимается второй раз, Наталья Щукина — третий. Остальные — впервые. Я познакомился с замечательно талантливыми людьми, которые ничуть не хуже мастеров моего поколения, — я говорю о Смоктуновском, Евгении Евстигнееве, Юрии Яковлеве, Олеге Ефремове. Актеры новой генерации не хуже. И я очень рад, что работаю с ними.
       — Прошла информация по интернету, что ваш фильм снимается в долг. Неужели это так? И почему?
       — Потому что нет денег. Поэтому и снимается в долг.
       — Кто же ваш кредитор?
       — Кредиторов у нас много... Просто нам дали денег — по отношению к смете фильма — только половину. О второй половине сказали: «Ищите». И мы ищем. Кто-то что-то обещает… Но сейчас, пока лето, провести съемки абсолютно необходимо! Поэтому мы снимаем в долг.
       — Съемочный период будет длиться…
       — Еще дней десять. Мне важно сейчас — снять! А дальше мы будем снова искать деньги, чтобы провести монтаж, озвучание, запись музыки. А потом будем искать деньги на печать копий…
       В издательстве «Вагриус» вот-вот выйдет книга Э.А. Рязанова «Эльдар-ТВ» — своего рода «мемуары по мотивам» «Кинопанорамы» и цикла передач «Парижские тайны». Среди героев — Анна Ахматова, Ольга Хохлова, Анни Жирардо, Гала Дали, Зиновий Пешков, Клод Лелуш, Роман Полански, Роже Вадим, Жан Маре, Шарль Азнавур. Беседы с героями переходят в воспоминания, воспоминания — в эссе о тех, с кем не успел встретиться автор книги.
       — Эльдар Александрович, вы явно любите всех героев своей книги. Возможно ли определить, кто вам наиболее интересен?
       — Роман Гари. Я не застал его в живых. И прочел его книги не так давно. Наверное, лет шесть назад.
       — Первым был роман «Обещание на рассвете»?
       — Нет. Все началось с письма из Днепропетровска. От женщины... я запомнил, ее звали Лилия Павловна Кулиш. Она смотрела мою французскую передачу и написала: «Я вам хочу подкинуть одно имя». И прислала книжку Гари. Не помню, какую. Может быть, это были «Корни неба» — его гонкуровский роман. Я начал читать. И очень увлекся! Узнал биографию, кое-что почитал... Узнал, что он русский, что настоящее его имя Роман Касаев, что мать увезла его в эмиграцию ребенком в годы революции, что иммигрант стал блестящим французским прозаиком, сценаристом, дипломатом, консулом Франции в Лос-Анджелесе, спикером ООН. А до того, в юности, — героем войны, одним из первых, кто в деморализованной, захваченной гитлеровцами Франции 1940 года встал под знамя де Голля…
       А главное — он был действительно замечательным писателем! Конечно, «Обещание на рассвете» — это сумасшедшая книга, лучше книги о матери я не читал никогда. И сама фигура потрясающая! Самый интересный роман Гари — то, что он сделал в жизни.
       — …Если вернуться от книги к съемкам фильма: в какой-то степени ваша будущая комедия социальна?
       — Ни в малой мере! Люди, которые снимают кино, — это взрослые, играющие вот в такую игрушку. И раньше мы думали, что, играя в эту игрушку, потрясем сердца, за нами пойдут массы, мы раскроем глаза на правду... Сейчас вся эта идеологическая мишура как бы слетела.
       Я доволен тем, что у меня талантливые коллеги — оператор, художник, актеры, что мы валяем дурака, что мы делаем какие-то смешные вещи… И нам хотелось бы, чтобы эта радость игры передалась зрителям.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera