Сюжеты

ШЕНГЕН КАК ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Этот материал вышел в № 69 от 19 Сентября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Возможно ли упростить порядок поездок граждан из СНГ в Западную Европу и в противоположном направлении? Мировой бюрократический интернационал имеет уникальную способность из множества возможных решений какой-нибудь не самой простой, но и...


Возможно ли упростить порядок поездок граждан из СНГ в Западную Европу и в противоположном направлении?
       


       Мировой бюрократический интернационал имеет уникальную способность из множества возможных решений какой-нибудь не самой простой, но и далеко не самой сложной проблемы выбрать наихудшее и абсолютно противоречащее здравому видению.
       Именно так случилось в начале 90-х годов с проблемой поездок граждан бывшего СССР на Запад. Бывшие советские республики, и прежде всего Россия, перестали быть врагом Запада, но и не стали реальным другом. Будущее политических и экономических отношений даже на пике эйфории от падения коммунизма выглядело туманным. Уход с политической сцены КПСС и присоединение Горбачева, а потом Ельцина к «большой семерке» вовсе не означали отмены вороха накопившихся за время «холодной войны» ведомственных инструкций взаимно враждебного содержания. На обывательском уровне советские люди на Западе вызывали (и продолжают вызывать) удивление: там десятилетиями привыкли видеть кого угодно, но только не русских. Да и оказались мы бедным соседом...
       Наш же доморощенный российский МИД вместо того, чтобы первым делом объявить, что конец тоталитарной эпохи означает полное гостеприимство для всех и для каждого, принялся пополнять за счет иностранцев свой ведомственный бюджет.
       Вот и получилось, что многосуточная очередь в советский ОВИР за разрешением выехать из страны году в 90 – 91-м переместилась к стенам посольств – за въездной визой. А иностранцы, которые приезжают к нам, хоть по ночам в российское посольство стоять и не должны, но зато денег за само право побывать у нас должны выложить немало. И все одинаково, затаив дыхание, неделю ждут разрешения (в посольстве ведь могут и отказать, не давая никаких объяснений).
       Слова «виза», «анкета», «посольство», «консульство» стали постоянным элементом лексикона тех, кто с разными целями намеревался съездить в Западную Европу, Канаду, США или, наоборот, живя там, приехать сюда.
       Когда в СССР была коммунистическая власть, все это было не столь актуально: поток ездящих был ничтожен, и с этими самыми визами посольства справлялись без особых проблем, скорее как с формальностью. Поездки тогда устраивались совсем «в другом месте». Но когда потоки выросли в тысячи раз, все приобрело жутковатые черты: очереди в посольства и консульства, анкеты, вопросы, оплата, ожидание, предъявление билетов «в оба конца», получение визы, потом опять очереди — на пограничном контроле — и опять вопросы о целях и сроках поездки.
       Визу оформляют в столице и еще в двух-трех крупных городах, так что если вы не живете по соседству, то вам придется совершать на довольно длительный срок «предварительное» путешествие по своей собственной стране. Конечно, можно воспользоваться услугами туристической фирмы-посредника, но там надо или покупать путевку, которую она предлагает, или «слегка» обходить те официальные правила, которые установлены той страной, которую вы собираетесь посетить.
       Действует принцип «двукратного контроля»: страна считает, что она достаточно защищает себя от нежелательных посетителей в том случае, если человек сначала лично подошел к окошку консульского работника (или, по крайней мере, заполнил подробную анкету), а уже затем предстал перед пограничным контролем, где пограничник или полицейский удостоверяется в подлинности визы и в том, что намерения посетителя соответствуют ее параметрам.
       В конце 1993 года визовую процедуру въезда для граждан стран СНГ ввели Латвия, Литва и Эстония — вначале как простую процедуру учета (визу можно было оформить непосредственно при въезде в страну), но с 95-го года – по полной программе очередей в посольствах и консульствах.
       Почетным исключением к западу от Бреста очень долго оставались наши «друзья по Варшавскому договору и СЭВ»: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, бывшие югославские республики — Словения и Хорватия. Но обязательства кандидатов на вступление в Европейский союз заставляют их пересматривать процедуру. Хотя Польша и Румыния все еще придерживаются безвизовых правил.
       В 1994 году в люксембургской деревне Шенген представители семи стран — Бельгии, Германии, Испании, Люксембурга, Нидерландов, Португалии и Франции — подписали соглашение, согласно которому на границах между ними пограничный контроль ослаблялся или упразднялся вовсе, а граждане тех стран, с которыми существует визовый режим, стали получать документы, позволяющие после въезда в одну из этих стран беспрепятственно переезжать в любую другую. Такие визы назвали «шенгенскими». В 1995 году соглашение вступило в силу. Название деревни стало синонимом большой европейской территории, которая быстро росла: одна за другой страны присоединялись к соглашению. С 1998 года «шенгенские визы» стали действовать в Австрии и Италии, с марта 2001-го – в Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции — всего на сегодняшний день в 15 странах. В 2006 году эта зона станет еще шире.
       Казалось бы, единое визовое пространство размером почти во всю Западную и Центральную Европу – это плюс для всех. На самом деле все не так просто. При выдаче виз в представительстве каждой страны действуют как единые правила, общие для всего шенгенского соглашения, так и правила каждой страны в отдельности. Заполняются разные анкеты, требуются разные справки. Посетить по «шенгенской визе» можно действительно любую из стран соглашения, но въехать предпочтительно в ту из них, которая выдала визу, иначе могут быть проблемы при въезде и получении следующей визы. Хотя формально контроля на «внутренних границах» шенгенской зоны нет, но, если к вам неожиданно подойдет в поезде полицейский с вопросом, что вы здесь делаете, вы должны будете отвечать. Наконец, запрет по каким-то причинам во въезде в одну из стран соглашения автоматически означает запрет на въезд во все остальные.
       Так что получается? Человек десять сотрудников визового отдела «обрабатывают» вручную сотни (по меньшей мере – десятки) тысяч заявлений в год. Время приема очень ограничено. Все в одной очереди: и будущие студенты, и те, кто едет наниматься на работу, и те, кого пригласили погостить на пару недель, и те, кто на два дня едет выступить на научный конгресс. В особом графике — лишь курьеры МИДа и специально аккредитованных туристических фирм. Общаются холодно — на вежливость просто нет времени — да еще холодный взгляд и металлический голос. И – право решать судьбу тысяч... Проверяют, все ли пункты заполнены в длиннющей анкете, все ли есть справки. (Для некоторых стран надо, например, указывать, кто родители. Где-то требуют справку с работы об отпуске и зарплате. Одна из стран просит указать подробные сведения про мужа/жену или про друга/подругу.) «На глазок» выявляют «ненадежных»: одиноких, незамужних, с необычной внешностью, тех, кто едет всей семьей с пожилыми, — к таким могут допустить ряд дополнительных бестактностей.
       Результат всех этих «мелочей» грустный. Те, у кого есть большие деньги и высокий статус, понятное дело, ни в каких очередях не стоят и стоять не будут. Абсолютное большинство людей мало думают о дальних странствиях, они живут локально в своем европейском доме или выживают в нищей постсоветской действительности, и вряд ли они озабочены взаимным интересом. Посредине – несколько миллионов законопослушных и при этом активных людей, у которых есть деловой или познавательный интерес к «чужим краям». Этот интерес является важным элементом позитивного, созидательного прогресса и стабильности во всех странах, во всей «большой Европе». И именно он страдает больше всего. Для созидательного прогресса, для жизненного интереса, которым он создается, нужна свобода: в несвободе, среди нелепых препятствий он очень плохо пускает корни.
       Но чиновничество (не индивидуально, а как корпорация) мало озабочено движением вперед. В этой среде нет места стратегическому видению проблем, там обязательно преобладают чисто охранительные тенденции и узкие ведомственные интересы. Когда политики не вникают, а общественность молчит, за дело берется именно чиновничья корпорация и наносит часто непоправимый вред.
       И вот президент России в своем обращении к руководителям стран Европейского союза поднял вопрос виз и международного передвижения на высший государственный уровень. Он также твердо напомнил всем (в том числе и нам самим) бесспорную политическую истину, что мы принадлежим Европе. Несмотря на несбалансированную форму (к обращению примешивается и проблема Калининградской области), несмотря на то, что есть серьезные сомнения в дипломатической точности именно такого шага, как письмо лидерам стран, действие президента – в верном направлении. И если вообще у нас над Владимиром Путиным открыто посмеиваться не очень принято, то в этот раз начала подниматься пена некомпетентных и циничных насмешек. Дескать, то ли Путин просто блефует, то ли собирается аж вывести Россию из СНГ с целью вступить в шенгенское соглашение, то ли все СНГ собирается туда присоединить. Так вот, как проходит граница зоны шенгенского соглашения, не имеет никакого отношения к вопросу виз и очередей за ними. Граница границей, а визы визами.
       Ездят же в Париж и Берлин на не очень длительные сроки без всяких виз граждане США, Канады, Израиля или, скажем, Доминиканской Республики. И гражданин, скажем, Германии может оформить визу в Австралию через интернет. Или вот Турция — там государственная заинтересованность в приезде гостей превышает охранительные тенденции, поэтому, хотя пограничный контроль вполне заметен, визу вклеивают непосредственно на границе.
       Существует немало способов, как сделать так, чтобы и граница тщательно охранялась, и добросовестные путешественники ее почти не замечали. Но для этого нужны политическая воля, уравновешенность позиции, такт международных отношений, наконец, безупречная добросовестность исполняющих ведомств. От обывательской подмены реальной безопасности ее дешевым, оскорбительным для законопослушных людей суррогатом придется отказываться, и это будет очень непросто.
       
       P.S. Как вчера стало известно, председатель Европейской комиссии Романо Проди направил послание президенту России Владимиру Путину, где разъяснил инициативы Европейского cоюза по «проблеме Калининграда». В послании содержатся предложения Европейского cоюза, направленные на облегчение передвижения жителей Калининградской области без нарушения интересов ЕС.
       Предполагается введение упрощенных, бесплатных либо стоящих незначительную сумму транзитных документов, которые будут выдаваться консульствами стран ЕС жителям Калининградской области для передвижения по автомобильным и железным дорогам. В дальнейшем возможно установление безвизового сообщения на скоростных поездах, но только после расширения ЕС и разрешения связанных с этим многочисленных технических вопросов.

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera