Сюжеты

СКРЫТОЕ ОЩУЩЕНИЕ СЧАСТЬЯ

Этот материал вышел в № 69 от 19 Сентября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Генетическое программирование роботов делает из бездушных железок создания, наделенные свободой воли К моменту его побега, о котором сообщили все крупные мировые информационные агентства, шоу шло уже три месяца. Изначально участников было...


Генетическое программирование роботов делает из бездушных железок создания, наделенные свободой воли
       
       К моменту его побега, о котором сообщили все крупные мировые информационные агентства, шоу шло уже три месяца. Изначально участников было двенадцать — семь жертв и пять хищников. Его роль была выслеживать, нападать и отнимать энергию у очередной жертвы. Задача каждого из двенадцати — выработать идеальную стратегию нападения и защиты, чтобы потом передать накопленный опыт следующему поколению. Но, вероятно, наш герой решил не дожидаться случайной гибели в схватке с таким же, как он, хищником, или ему просто осточертели эти тупые безмолвные жертвы, похожие на кастрюли на колесиках. Однажды, когда кто-то из технического персонала забрал его из павильона, чтобы починить после очередной схватки за кастрюлю с солнечными батареями, он сбежал.
       Надо сказать, что участники шоу Living Robots в английском научно-развлекательном центре Magna — настоящий хит прошедшего лета. В павильоне площадью почти два километра – зал на пятьсот зрителей, который битком набит во время регулярных тридцатиминутных шоу. Несмотря на присутствие такого количества публики, удачливому роботу-хищнику по имени Гаак удалось сбежать, разломав стену временного загона. Никем не замеченный, он проник в мастерские, а оттуда — на автостоянку.
       Энергия была на исходе — запас у каждого робота всего на полчаса. Искать и добывать энергию — необходимое условие существования робота подобного типа. Роботы-жертвы пасутся в пучках света, собирая энергию, а роботы-хищники ловят их и заряжают отнятой энергией свой аккумулятор. За полчаса нужно во что бы то ни стало отыскать стадо кастрюль, с каждым разом все изощреннее разъезжающихся в разные стороны при приближении очередного хищника. Догнав «светоядное», хищнику, представляющему собой помесь богомола и боевого робота из «Звездных войн», нужно обездвижить жертву, а затем подключиться к ее аккумулятору. Бедный изголодавшийся Гаак рванул к первому же объекту, более или менее напоминающему ему знакомые формы жертвы. Но на этот раз инфракрасные сенсоры обманули Гаака, и старенький «Пежо-205», заезжавший на стоянку музея, вдребезги разбил свободолюбивого робота.
       Можете представить себе удивление водителя «Пежо»! Дэн Лоутроп приехал в Ротерхем специально на эту выставку и был шокирован появлением одного из участников шоу за пределами огороженного павильона. «Я знал, что роботы общаются между собой, но не предполагал, что один из них захочет вступить в контакт со мной», — сказал ошарашенный водитель «Пежо».
       Гаака, конечно, восстановят. Его накопленный опыт остался на основном компьютере. Дело в том, что все действия робота-хищника или робота-жертвы отслеживаются и фиксируются; таким образом, у каждого из участников эксперимента накапливается свой собственный опыт. Неудачные действия отбраковываются, а удачные используются вновь. Успешные роботы «скрещиваются» — компьютер случайным образом выбирает от каждого из «родителей» половину генов (под генами тут понимается накопленная информация). Робот с получившимся набором генов становится новым участником шоу. И хищники, и жертвы принимают все решения без подсказки человека, они фактически автономны. Основная цель всей этой дорогостоящей игры для взрослых (вся экспозиция стоит почти полмиллиона долларов) – выяснить, будут ли роботы использовать приобретаемый ими опыт, то есть самостоятельно придумывать новые способы охоты и защиты.
       Принцип, используемый в Living robots, называется генетическим программированием. Работы об «эволюции машинного интеллекта» появились еще тридцать лет назад, но только в последнее время подобные идеи реализуются на практике. Ученые пытаются выяснить, насколько роботы способны приспосабливать сами себя к выполнению все новых и новых задач. Наименее приспособленные отсеиваются — погибают, наиболее приспособленные «скрещиваются» с себе подобными. Надо сказать, что в Living robots задача усложнена: хищники не могут уничтожить всех «светоядных», так как это приведет к их собственной гибели.
       Подобные исследования проходят не только в Англии. Ученые из Технического университета Чалмерса в Швеции работают над созданием интеллектуальной машины, способной к самообучению. Роботу, представляющему собой контейнер с двумя метровыми крыльями, была поставлена задача научиться летать. Многочисленные миниатюрные моторы приводили крылья в движение. Робот установили на двух вертикальных планках, которые позволяли ему перемещаться только вверх и вниз. Каждые двадцать секунд компьютер генерировал случайные команды, а микромоторы передавали энергию крыльям. Удачные, то есть приведшие к движению действия использовались в дальнейших мутациях. Так вот: робот подергал-подергал крыльями — и уже через несколько часов уверенно поднялся в воздух, «изобретя» свои собственные, наиболее эффективные движения для полета. Понятно, что сегодня подобные исследования больше всего интересуют военных.
       Применение генных мутаций сродни подбору шифра кодового замка путем перебора всех возможных вариантов. Специалисты в этой области утверждают, что порой система приходит к совершенно неожиданным и непредсказуемым результатам. Так что бегство Гаака – это только начало. Не исключено, что и сам упорный робот сделает соответствующие выводы из своего побега. В «памяти» Гаака навсегда остался путь до ворот музея и навечно запечатлелась фактура переднего бампера «Пежо». Всего лишь еще одна несложная задача, решить которую вполне по силам этому милому цифровому мутанту и его очаровательным потомкам. Скоро увидимся, Гаак...
       
       Наши ссылки
       http://www.dcs.shef.ac.uk/~noel - страница профессора Ноэля Шарки — создателя и идеолога Living robots.
       http://www.magnatrust.org.uk - сайт музея Magna с разделом, посвященным шоу Living robots.
       http://www.technosphere.org.uk - эксперимент, где каждый может создать свое существо (хищника или травоядное), которое будет существовать в виртуальном мире.
       О событиях в жизни вашей личной твари сообщают по e-mail

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera