Сюжеты

УСИЛИТЕЛЬ РАЗУМА

Этот материал вышел в № 69 от 19 Сентября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Подумайте о чудесах микроэлектроники, позволяющих разместить на одном квадратном сантиметре миллионы транзисторов, работающих при напряжении один вольт с частотой тысячи мегагерц, или о технологии фотопринтеров, выстреливающих на бумагу...


       
       Подумайте о чудесах микроэлектроники, позволяющих разместить на одном квадратном сантиметре миллионы транзисторов, работающих при напряжении один вольт с частотой тысячи мегагерц, или о технологии фотопринтеров, выстреливающих на бумагу чернильные капли объемом в несколько пиколитров (0,000 000 001 литра), — и вам станет совершенно ясно, что все эти вещи устроены столь сложно, что не должны работать, но они работают. Добавьте сюда лазеры — оружие фантастических космических войн, которые мирно трудятся в каждом компьютере, считывая и записывая огромную информацию на пластмассовые кружки компакт-дисков. И все это никакие не разработки «секретных физиков», а товары ширпотреба, продающиеся за вполне умеренную цену на каждом углу.
       В шестидесятых годах прошлого столетия один из основателей кибернетики Эшби писал о компьютере как об усилителе разума. Так же, как электронный усилитель усиливает слабые сигналы, компьютер многократно усиливает умственные способности человека, делая его поистине всемогущим. Но Эшби ошибся в сроках наступления «золотого века» — он недооценивал возможности компьютеров. Прогресс в ИТ не шагает и не движется, а стремглав летит, обгоняя все прогнозы. Можно, не выходя из дому, вести обширную переписку со всем миром, читать редкие тексты из библиотеки конгресса США или осматривать коллекцию Эрмитажа. Все это стало возможно благодаря цепочке компьютеров (серверов), автоматически передающих друг другу запросы и ответы по высокочастотным кабелям или спутниковой связи. Развитие безналичной электронной системы денежного обращения в самое ближайшее время приведет к тому, что покидать свое жилище человек станет лишь для общения с природой и занятий спортом — все остальное, включая работу, ему будет доставляться на дом.
       Первым «компьютером», позволяющим оперировать с дискретными величинами, были счеты (слово, которое в изначальном смысле эквивалентно слову «компьютер»). Наступает время, когда нужно объяснять их устройство и работу, поскольку они почти исчезли со столов бухгалтерий и складов, уступив место компьютерам. В начале ХХ века в помощь счетам был создан арифмометр — тоже цифровое устройство с ручным (а затем и электрическим) приводом, позволяющее быстрее выполнять все четыре действия арифметики, установив разрядные рычажки напротив нужных цифр и бездумно крутя ручку. Однако история информационных технологий старше арифмометра больше чем на век — английский ученый Бэббидж, обогнав свое время, в 30-х годах XIX века придумал теорию вычислительной техники, программирование и универсальную технологию автоматической обработки информации, но разорился и умер в безвестности. В наше время по его чертежам даже построили вычислительную машину, которая, к сожалению, не заработала из-за несущественных ошибок проекта, разработанного с нуля одним человеком, да еще лишенным возможности экспериментально проверить свои догадки.
       Своим возникновением в современном понимании ИТ обязаны злому гению Вернера фон Брауна — изобретателя ракеты «Фау-2». Единственный способ сбивать его ракеты состоял в том, чтобы успеть рассчитать точку прицела на траектории полета ракеты раньше, чем сама ракета минует эту точку. Первые компьютеры создавались именно с этой узкой прагматической целью. Когда закончилась Вторая мировая война, большинство ученых и специалистов по ИТ так и остались в военной форме (хотя и не носили ее), продолжая разрабатывать стартовые установки баллистических ракет и противоракетные системы наведения. Те ученые, кто снял военную форму, стали думать, что же еще, кроме точного прицеливания, можно делать с помощью компьютера, и создали новую науку, предтечу информационных технологий. Это кибернетика, которая «имела наглость» устами своего создателя Норберта Винера добавить к «сладкой парочке» материя-энергия третий элемент — информацию.
       Цель исследований была фантастически велика: доказать, что машина может воспринимать окружающую действительность и мыслить не хуже человека. Пример результативности таких работ — голосовой ввод данных в компьютеры, автоматическое распознавание и перевод текста. Сегодня это никакая не фантастика, а товары ширпотреба. Готовы и продаются «бытовые» системы опознавания владельца по отпечатку пальца, а военно-промышленные уже давно стоят там, где надо. Победа суперкомпьютера IBM Deep Blue в шахматном матче с чемпионом мира Гарри Каспаровым наглядно продемонстрировала и мыслительные способности машины. Таким образом, поставленные полвека назад задачи решены, но «сколько нам открытий чудных готовит» новое тысячелетие!
       Сегодня чуть ли не ежедневно мы читаем и слышим об удивительных достижениях в области высоких технологий, не укладывающихся в голове даже теперь, когда мы отвыкли удивляться чему-либо. Постарайтесь восстановить в себе это умение по-детски удивляться — возможно, единственную особенность, отличающую нomo sapiens от компьютера, умного, но все же усилителя, а не заменителя мозга.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera