СюжетыОбщество

ПОЧЕМУ УКРАЛИ КУКУРУ?

Этот материал вышел в номере № 70 от 23 Сентября 2002 г.
Читать
Публике предлагают добротный детектив Похитители Сергея Кукуры, первого вице-президента «ЛУКОЙЛа», попросили за него шесть миллионов долларов и в доказательство серьезности своих намерений зарыли на кладбище пленку с изображением г-на...

Публике предлагают добротный детектив

П

охитители Сергея Кукуры, первого вице-президента «ЛУКОЙЛа», попросили за него шесть миллионов долларов и в доказательство серьезности своих намерений зарыли на кладбище пленку с изображением г-на Кукуры на фоне белой простыни.

Вот рискну сказать, что все это — бред. Шесть миллионов долларов мелкими купюрами – это минимум шесть мешков. Представляете себе процесс обмена шести мешков денег на одного Кукуру? Люди, способные так продуманно организовать похищение, уж, конечно, должны такие вещи продумать заранее.

Такое впечатление, что все уже урегулировано, Кукура скоро объявится целый и невредимый и теперь важно дать понять публике, что все происшедшее – это как на Западе. Бандиты, похищение, сложности с передачей выкупа — Агата Кристи, словом. Не верю. В России не бывает западных детективов, потому что в ней принципиально другая структура общества.

Мы никогда не узнаем, что произошло. Но можно предположить одно. Похищения очень крупных фигур обычно связаны со старыми обидами между людьми.

Напомню два случая. В прошлом году грузинские воры похитили отца Михаила Мирилашвили, крупнейшего питерского предпринимателя, также известного как Миша Кутаисский. Однако речь шла не просто о выкупе: похитители сочли, что Миша Кутаисский должен в общак. Кстати, сейчас Мирилашвили сидит в СИЗО по обвинению в убийстве похитителей, а доставили их к нему сотрудники РУБОПа.

Два года назад похитили бизнесмена Дмитрия Сухиненко, одного из основателей Московской товарно-сырьевой биржи. Похитители – как будто простые уголовники – требовали от Сухиненко номера его заграничных счетов, а также список его состоятельных знакомых. В дальнейшем они намеревались похищать людей из списка по одному, переводить их деньги на счета Сухиненко и уж со счетов Сухиненко снимать. Казалось бы, простая уголовщина, да еще осложненная глупостью: куда простым бандитам знать, как снять деньги с чужого швейцарского счета?

Однако оказалось, что дача, на которой уголовники держат Сухиненко, принадлежит его старой знакомой Татьяне Карацупе. Та в начале 90-х жила на Западе и работала в одной из тех внешнеторговых организаций, которые обычно служили прикрытием для спецслужб, занимающихся переводом на Запад партийных денег с последующей обналичкой их в швейцарских банках. Сама же пожилая госпожа Карацупа имела к Сухиненко примерно те же претензии, что и жена Потифара – к библейскому Иосифу.

Учитывая эту особенность нашего общества, и правоохранителям прежде всего следовало бы задуматься о тех, кого обидел «ЛУКОЙЛ». Самый шумный скелет в шкафу «ЛУКОЙЛа» – это его покойный вице-президент Виталий Шмидт. Господин Шмидт, один из совладельцев «ЛУКОЙЛа», скончался 31 августа 1997 года. Враги «ЛУКОЙЛа» намекали, что его убили, – вот это как раз сомнительно. Несомненно другое: то, что сын Шмидта Вадим и его законная жена Светлана не получили практически ничего. Доля Шмидта в ассоциированных с «ЛУКОЙЛом» фирмах была перераспределена между остальными партнерами, и даже из самой квартиры Шмидта вывезли все, вплоть до наволочек.

Семья взывала и к Алекперову, и к противникам «ЛУКОЙЛа», и к госструктурам – глухо. Я не хочу сказать, что Сергея Кукуру украл сын покойного Шмидта. Я скажу другое: в рамках российской деловой этики он имел право это сделать.

Более того – я сомневаюсь, что похищение Кукуры могло произойти без частичного одобрения наших новых государственников, желавших пощупать слегка ожиревшую компанию. А подобное одобрение могло быть получено только в том случае, если претензии основывались на реальных обидах.

Зачем украли Сергея Кукуру? Из-за денег, потому что деньги – это лучшая месть. Но не из-за шести миллионов долларов мелкими фантиками.

Сергей Кукура – носитель всей финансовой информации «ЛУКОЙЛа». А финансы в российских компаниях не ходят прямо, они ходят через Кипр.

И вот это уже открывает бесконечные возможности – и в смысле предоставления информации конкурентам, и в смысле предоставления ее госструктурам, и в смысле самосохранения.

Чтобы спасти в дальнейшем свои шкуры от «ЛУКОЙЛа», мало не то что шести, а и шестидесяти миллионов долларов. Мелкие бандиты «ЛУКОЙЛу» по щиколотку. Другое дело – угроза опубликовать полученные от Кукуры сведения на Западе. Ведь «ЛУКОЙЛ», готовясь к очередному размещению акций, только что объявил себя прозрачным для западных инвесторов. Если «ЛУКОЙЛ» что-то перепутал и это выплывет наружу, то у компании на Западе будут колоссальные проблемы.

Еще раз повторю. Широкая публика так никогда и не узнает, что произошло. Ей предложат добротный детектив — доллары, простыня, видеопленка, зарытая на кладбище. Но не бывает эвклидовых детективов в неэвклидовом обществе.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow